400 - 800 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
I отделениеМ. Вайнберг (1919-1996).
Концерт №1 для флейты и струнного оркестра op.75
Петр Худоногов (флейта)
В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №5 для скрипки с оркестром ля мажор KV 219
Равиль Ислямов (скрипка)
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор op.30
Мирослав Култышев (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис
О программе концерта
Насыщенное и жанрово многообразное творчество композитора Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга стало заметным явлением в отечественном искусстве ХХ века. Композитором созданы симфонии и оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка к кинофильмам и хоровые опусы; при этом все произведения отличает духовная красота, острота нравственных проблем, яркий музыкальный язык, высокий профессионализм. Выделяющийся несомненным мелодическим даром, М. С. Вайнберг создавал сочинения, пронизанные выразительными интонациями, идущими от славянской (русской и польской), а также еврейской песенности. Тесные связи соединили творчество композитора с музыкой Д. Д. Шостаковича, который оказывал ему активную жизненную и творческую поддержку. Современники отмечали, что «Шостакович восхищался безоговорочным талантом Вайнберга, без задней мысли ставя его на один уровень с собой». Большое внимание М. С. Вайнберг уделял жанру инструментального концерта, создав восемь ярких сочинений для различных инструментов. Концерт для флейты и струнного оркестра ре минор, соч. 75 композитор завершил в 1961 году, посвятив его первому исполнителю, крупнейшему флейтисту-виртуозу Александру Корнееву (1930—2010), исполнившему этот концерт с оркестром под управлением Рудольфа Баршая (1924—2010). Легкий и прозрачный по фактуре, изящный по форме Концерт для флейты привлек внимание исполнителей и слушателей. Композитор решил свое сочинение в неоклассицистском ключе, с одной стороны, возвращая слушателей к традициям И. Гайдна и В.А. Моцарта, с другой же – претворяя их острым современным языком. Музыка произведения, образно связанная с эпохой классицизма, насыщена сложными полифоническими переплетениями голосов и острыми диссонирующими гармониями. Концерт состоит из трех частей (I. Allegro molto, II. Largo; III Allegro comodo), где блестящее, забавное начальное скерцо сменяется нежной медленной частью, переходящей в финал, соединяющий лирические и драматические настроения.
В. А. Моцартом было написано пять скрипичных концертов, причем все, кроме первого, композитор создал в 1795 году, в том числе и знаменитый Концерт № 5. Следование характерному для данного жанра трехчастному строению не помешало композитору внести новые, непривычные для строгих форм, «отступления», позволившие придать инструментальному жанру черты театральности. В первой части, которая предваряется ремаркой Allegro aperto («aperto» означает «открыто») поразительны неожиданное начало, шутливый характер второй темы, поэтичный эпизод солирующей скрипки, внезапная пауза и другие приемы игрового плана. Вторая часть Adagio в своем первоначальном варианте вносила, по мнению архиепископа Коллоредо, перед которым выступал Моцарт, слишком романтический оттенок; поэтому она была переписана композитором. Необычен и финал Rondeau: Tempo di menuetto, где галантный рефрен (тема менуэта) в определенный момент сменяется неожиданным, непредсказуемым музыкальным вторжением: возникает образ цыгана-музыканта, импровизирующего на скрипке на тему модной в те времена «турецкой» музыки. Это обстоятельство дало основания для названия концерта «турецким».
Одно из самых ярких творений мировой музыкальной культуры — Третий концерт для фортепиано с оркестром выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова, автора опер, симфоний, фортепианных пьес, романсов и хоровых сочинений. Фортепианные концерты, отмечающие основные вехи творческого пути композитора, остаются вершинами его творческой деятельности. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, С. В. Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо продемонстрировав в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б. В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра.
Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так “написалось”! Я хотел “спеть” мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта. Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В Концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна. Третья часть концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы Концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения. Свое сочинение композитор посвятил выдающемуся польско-американскому пианисту Иосифу Гофману (1876-1857), творчество которого Рахманинов очень ценил.
проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин



































