700 - 1000 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Ж.-М. Леклер (1697-1764).
Соната №3 для скрипки и фортепиано ре мажор op.9 №3
Э. Шоссон (1855-1899).
Поэма для скрипки и фортепиано op.25
К. Дебюсси (1862-1918).
Соната для скрипки и фортепиано соль минор L140
Э. Изаи (1858-1931).
Соната №3 «Баллада» для скрипки соло ре минор op.27
С. Франк (1822-1890).
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор FWV 8
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
О программе концерта
Жан-Мари Леклер — известный французский скрипач и композитор, представитель стиля барокко; его считают основоположником французской скрипичной школы XVIII века. Леклер стал автором многих произведений для скрипки, в первую очередь сонат и концертов, отличающихся национальной характерностью и связью с творчеством призванных мастеров, в частности, Ф. Куперена (1668–1733). Леклер считался признанным мастером жанров сонаты и французского скрипичного концерта. Композитором написано несколько сонат, в каждой из них проявляется что-то необычное, особое как по форме, так и по тематическому материалу. Соната № 3 была создана композитором предположительно в 1743 году, и в некоторых изданиях она сопровождается названием «Tombeau» («Гробница»), хотя и написана в мажорной тональности. Необычно решение сонатного цикла: произведение открывается неторопливым вступлением, где скрипкой в дуэте с фортепиано излагается основная маршеобразная тема, которая будет постоянно возвращаться на протяжении сочинения. Быстрое аллегро переводит звучание в иной ракурс с несколько танцевальным оттенком, преобразующим облик темы. Неожиданно введение далее медленной Сарабанды, где тема проходит в преобразованном виде, за ней следует быстрая часть, озаглавленная как «Tambourin» – оживлённый танец провансальского происхождения, который часто исполняется в сопровождении музыкального инструмента с тем же названием. Эта часть выполняет роль финала Сонаты.
Известный французский композитор Эрнест Шоссон, о котором Клод Дебюсси говорил как об одном из самых тонких музыкантов, оставил сравнительно немного завершенных сочинений. Современники отмечали его симфонию (1890), изящные песни на слова М. Метерлинка и П. Верлена, его единственную исполненную на сцене оперу «Король Артус» (1903), продолжающую традиции вагнеровского «Тристана и Изольды». Но самым известным сочинением Шоссона остается его лирическая Поэма для скрипки с оркестром (1896), ярко отражающая стиль композитора и входящая в репертуар почти всех концертирующих скрипачей. Выразительная, проникновенная лирика, господствующая на протяжении произведения и передающая все оттенки глубоко сдерживаемого чувства, представлена композитором в рамках традиционной одночастной формы, соединяющей в себе изящные медленные и активные динамичные разделы. Главным же остается бесконечно прекрасное звучание скрипки, преобладающее в течение всего сочинения.
Соната для скрипки и фортепиано французского композитора Клода Дебюсси – одно из немногих его камерно-инструментальных сочинений. Будучи одним из основоположников импрессионизма, Дебюсси стремился передать в своей музыке тончайшие оттенки настроений, необычную колористичность мелодики и гармонии. Создатель крупных театральных сочинений (опера «Пеллеас и Мелизанда», 1902), ярких, почти живописных оркестровых пьес (Три симфонических эскиза «Море», 1905), Дебюсси и в камерном произведении Сонате для скрипки с фортепиано, написанной незадолго до смерти (1917), сохраняет основные черты стиля музыканта. С Сонатой связано последнее публичное выступление композитора: в мае 1917 года автор исполнил сочинение в ансамбле со скрипачом Г. Пуле. В целом Соната принадлежит к числу немногих произведений Дебюсси, написанных в классической форме. Три части (1. Allegro vivo, 2. Интермедия, 3. Финал) по-новому интерпретируют традиционные этапы сонатного цикла: в первой части преобладает повествовательный оттенок, немного печальный и трогательный, лишь к концу достигающий энергичной мужественности; вторая часть — характерное для композитора скерцозное звучание, наполненное изысканной гармонией и подвижной ритмикой; третья часть проста и безыскусна. Композитор писал тогда в одном из писем, что Соната «в силу очень человеческого противоречия полна веселого возбуждения. Не доверяйте в будущем произведениям, которые кажутся парящими в небе, — зачастую они коснеют во мраке угрюмого мозга. Таков финал этой сонаты, проходящий через самые любопытные деформации, чтобы закончиться простой игрой идеи, крутящейся вокруг самой себя, подобно змее, кусающей себя за хвост…». Свое сочинение композитор посвятил супруге Эмме Дебюсси.
Бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи называют одним из самых блестящих виртуозов-композиторов, развивавших традиции романтического исполнительства. Пабло Казальс писал, что «имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста». Известность виртуоза и создателя, главным образом, произведений для скрипки сопровождает Изаи на протяжении всей жизни, среди самых исполняемых его сочинений выделяются 6 сонат для скрипки соло. Каждую из них композитор посвящает одному из известных скрипачей – своих современников. Соната № 3 «Баллада» связана с именем известного румынского скрипача, композитора, дирижера Джорджа Энеску (1881–1955); она завоевала наибольшую известность из всего цикла. В отличии от других сонат, «Баллада» одночастна и написана в форме свободных вариаций. Она открывается масштабным вступлением, звучащим в речитативно-повествовательном стиле, и только потом постепенно вырисовывается основная тема. За ней следуют восемь разнохарактерных вариаций, завершающихся драматичной кодой. В Сонате композитор применил особый прием – повышение звука на четверть тона, характерный для игры румынских народных скрипачей–лэутаров. Этим автор сонаты словно подчеркивает особенность исполнительского стиля Энеску, когда-то учившегося у представителей фольклора.
Сезар Франк – известный французский композитор, педагог и органист бельгийского происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о композиторе: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда – та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». В 1886 году Франк создает четырехчастную Скрипичную сонату, рассматривая ее в качестве свадебного подарка великому скрипачу Эжену Изаи, — сочинение, в полной мере отражающее характер музыки композитора. Соната стала одним из самых популярных произведений Франка. Выразительное начало первой части (Allegretto ben moderato), предвосхищающее будущие импрессионистские открытия Клода Дебюсси, поражает непривычной для первых частей лиричностью, мягкостью звучания. Драматический элемент возникает во второй части (Allegro), восходящий в кульминационных эпизод до высот подлинного трагизма. Третья часть (композитор определил ее как «Recitativo-Fantasia: Ben moderato–Molto lento») действительно представляет собой развернутую пьесу фантазийного характера, где значительное место отводится импровизационности в партиях обоих инструментов. Смысловым лирическим итогом Сонаты становится финал (Allegretto poco mosso), написанный в форме рондо. Простая основная тема, близкая по характеру народной песне, проводится то у одного, то у другого инструмента, демонстрируя внутреннее богатство и многогранность напева. Виртуозность обеих партий Сонаты, их равнозначность в передаче образного строя сочинения определяют слитность инструментального дуэта.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин













































