"Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь"
Р. Штраус (1864-1949)
РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ представлен многими выдающимися музыкантами, среди которых Рихарду Штраусу отводится одно из первых мест. Композитор и дирижер формировался как убежденный продолжатель традиций Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Р. Вагнера, впоследствии же он стал одним из создателей нового направления – ЭКСПРЕССИОНИЗМА с его подчеркнутым вниманием к внутреннему миру человека, выражением крайних, порой полярных состояний, использованием новаторских приемов композиторского письма.
Один из друзей Р. Штрауса французский писатель РОМЕН РОЛЛАН говорил о композиторе: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии».
Композиторское НАСЛЕДИЕ Р. Штрауса весьма разнообразно, им написаны оперы (самые популярные — «Саломея», «Кавалер розы». «Женщина без тени»), балеты (в том числе «Легенда об Иосифе»), симфонии, хоровые произведения, романсы. Наибольшую известность получили его программные симфонические поэмы, в частности, «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра» (ее тема стала музыкальной заставкой популярной телевизионной передачи «Что? Где? Когда?») и прочие. В основу опусов композитора всегда были положены выдающиеся литературные тексты Ф. Ницше, Ж. Б. Мольера, М. Сервантеса, И. В. Гете и многих других, переосмысленные автором и вносящие в произведения глубокий философский подтекст.
Родившийся в семье музыканта, Р. Штраус с детства занимался у разных педагогов, но особенно большую роль в его судьбе сыграл немецкий композитор и пианист ГАНС фон БЮЛОВ, которому П. И. Чайковский в свое время посвятил Первый концерт для фортепиано с оркестром. Под руководством Бюлова начался в середине 1880-х годов дирижерский путь Р. Штрауса, продолжавшийся несколько десятилетий.
ФАШИСТЫ, пришедшие в Германии к власти в 1933 году, в надежде привлечь к сотрудничеству видных деятелей культуры, назначили Р. Штрауса руководителем Имперской музыкальной палаты. Стремившийся к сохранению национальной культуры композитор согласился, но очень быстро осознал невозможность работы. Последовала отставка, а далее до конца войны Р. Штраус оставался ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ, все время посвящая только работе над собственными сочинениями.
СУПРУГА композитора ПАУЛИНА ШТРАУС (де Ана), обладательница прекрасного сопрано, эксцентричная и темпераментная, была яркой артистической натурой. Она являлась первым и самым строгим критиком произведений мужа, создавала в семье особую атмосферу, насыщенную подчас раздражением и нетерпимостью. Но, благодаря Паулине, композитором были созданы многие произведения, а в 1902-1903 годах появилось необычное программное произведение — Symphonia domestica («ДОМАШНЯЯ СИМФОНИЯ»), в которой нашла отражение бурная семейная жизнь. В одном из интервью Штраус назвал Домашнюю симфонию симфонической поэмой, «которая изображает один день моей семьи», и говорил о ее одновременно лирическом и юмористическом характере. Однако в заключение он сказал, что «не хотел шутить. Разве может быть что-либо более серьезное на свете, чем супружеская жизнь? Я желаю, чтобы эту симфонию воспринимали всерьез».
Дважды Р. Штраус побывал В РОССИИ: в 1896 году он выступил в Москве, в 1913 – в Санкт-Петербурге, где дал два концерта как дирижер, исполнив собственные сочинения. Концерты прошли с огромным успехом, хотя в рецензиях отмечалось, что музыкальная элита столицы не проявила должного внимания к выступлению немецкого композитора, который для большинства остается чересчур «модернистским, провокативным и эпатажным». Р. Штраус относился к подобным высказываниям философски-снисходительно: «НЕ СУЩЕСТВУЕТ ХУДОЖНИКА, КОТОРОГО ТЫСЯЧИ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ НЕ СЧИТАЛИ БЫ УМАЛИШЁННЫМ».
Проф. З.М. Гусейнова