1 октября. Блистательный Моцарт. Изысканный Чайковский. Романтический Мендельсон
01 октября, в воскресенье, в 17.00 Санкт-Петербургский дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Музыкальный театр им. И.М.Яушева (г.Саранск) на концерт проекта «Музыкальная сборная России». В сопровождении симфонического оркестра театра выступят солисты Дома музыки, лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Анна Савкина (скрипка), Ефим Мясников (гобой) и Адриан Маркевич (виолончель). В программе прозвучат: Скрипичный концерт Мендельсона, Вариации на тему рококо для виолончели Чайковского, Концерт для гобоя и «Маленькая ночная серенада» Моцарта. Дирижер – Максим Акулов.
Программу вечера откроет блистательный Моцарт. История создания одного из самых известных и узнаваемых его сочинений – «Маленькой ночной серенады» – в подробностях не дошла до наших дней. Она была написала летом 1787 года, при жизни Моцарта была неизвестна широкой публике. Эту пьесу стали исполнять спустя примерно сто лет после его смерти, когда одно немецкое издательство опубликовало ноты большим тиражом. Сегодня «Маленькая ночная серенада», наравне с Сороковой симфонией, считается чем-то вроде музыкального автографа Моцарта.
Концерт для гобоя до мажор Моцарта, единственный в его наследии, созданный для этого инструмента, был написан в 1777 году. Позднее на его основе Моцарт создал Концерт для флейты. Причем, гобойная версия до 1920 года считалась утерянной, и публике был известен только флейтовый вариант. Гобойный концерт написан в классической трехчастной форме. Первая часть (Allegro aperto) – здесь гобой в полной мере продемонстрирует свой темперамент. Вторая часть (Adagio non troppo) – великолепная лирическая тема в традициях итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) – скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью. Инструментальные концерты Моцарта – это всегда состязание солиста и оркестра, в котором, как правило, «лидирует» солист.
«Вот это, наконец, настоящая музыка!», - так оценил Лист Вариации на тему рококо для виолончели Чайковского. Тема, представленная Чайковским в восьми вариациях, сочетает в себе русскую напевность, лиризм, ясность и чистоту рисунка, которые так тонко и выразительно передает солирующая виолончель. Название, отсылающее к XVIII веку, отражает стиль произведения – галантный и изысканный. Единственное упоминание о времени создания Вариаций – в письме Чайковского брату от 15 декабря 1876 года: «Пишу варьяции для Cello solo с оркестром». Комментарием к пьесе можно считать слова, адресованные автором первому исполнителю Вильгельму Фитценгагену, которому посвящено сочинение: «Знаешь ли ты, что такое рококо? Это легкая, безмятежная радостность». Премьера Вариаций состоялась в Москве 18 ноября 1877 года. Позднее виолончелист внес ряд существенных изменений в партитуру. С тех пор существует две версии сочинения. В программе концерта Вариации на тему рококо Чайковского прозвучат в редакции Фитценгагена.
Феликс Мендельсон – немецкий композитор, дирижер, педагог и превосходный пианист – среди всех инструментов отдавал предпочтение фортепиано. Тем значительнее кажется появление его выдающегося Скрипичного концерта ми минор (1844), который стал настоящим событием в инструментальной музыке того времени. Работа над сочинением заняла почти шесть лет. В Концерте сосредоточены наиболее яркие черты творчества композитора: песенная лирика, романтическая созерцательность, образность и богатый мелодизм. Сольная партия состоит из комплекса приемов, благодаря которым раскрывается широчайший музыкальный потенциал инструмента. Пожалуй, сама яркая творческая характеристика Мендельсона принадлежит его соотечественнику и современнику Шуману: «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их».
Анна Савкина (скрипка), 28 лет – ассистент-стажер Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Иванова). Победительница Международного музыкального конкурса "Buchenau Spring" (Германия, 2018). Победительница Всероссийского конкурса молодых исполнителей, посвящённого 75-летию Казанской консерватории (2020). В настоящее время играет на скрипке Томмазо Балестриери 1752 года, предоставленной Санкт-Петербургским Домом музыки. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Ефим Мясников (гобой), 20 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс доцента Филиппа Ноделя).Победитель VIII Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах им. Ю.Н. Должикова (Москва 2019, 2020). Победитель XVI международного конкурса классической музыки “Viva-Music” (Латвия, 2019). Победитель I Международного конкурса классической музыки “Viva-Music all word” (США, 2020). Обладатель Гран-при VI Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах «Звуки музыки» (Санкт-Петербург, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Адриан Маркевич (виолончель), 17 лет – студент Центральной музыкальной школы (класс преподавателя Марии Журавлевой). Обладатель Гран-при Всероссийского фестиваля-конкурса «Искусство звука» (Москва, 2022). Лауреат I степени II Всероссийского конкурса имени Н.Г. Рубинштейна (Москва, 2022). Обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса «Созвездие» (Сочи, 2023). С 2020 года - стипендиат фонда «Новые имена». Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2023 года.
Государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева – история театра началась в 1935 году, тогда он назывался Русский театр музыкальной комедии. Театр неоднократно реорганизовывался, меняя свой статус. С 1994 года он носит имя знаменитого баса, заслуженного артиста РСФСР и народного артиста МАССР Иллариона Максимовича Яушева. Сегодня театр располагается в новом современном здании с залом на 714 мест и сценой площадью 400 кв.м. Акустикой зала и техническим оснащением театра занимались лучшие специалисты России.
01 октября 2023 г. Начало концерта в 17.00
Саранск, ул. Богдана Хмельницкого, 36
Стоимость билетов: 300-1000 рублей
Телефон кассы: 8 (8342) 23-21-16
Аудитория: 6 +
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта также проходят в Сочи, Калининграде, Туле, Екатеринбурге, Тольятти, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96