«Молодые исполнители России». Рихард Штраус – Лист – Чайковский – Кусевицкий
22 ноября, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских на программу цикла «Молодые исполнители России». Лауреаты международных конкурсов Елизавета Тананыкина (гобой), Данила Владыко (виолончель), Даниил Фурман (контрабас) и Виталий Петров (фортепиано) выступят с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. В программе: Концерт для гобоя и малого оркестра Рихарда Штрауса, Вариации на тему рококо для виолончели Чайковского, Концерт для контрабаса Кусевицкого и Первый фортепианный концерт Листа. Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов.
«Рихард Штраус в одно и то же время поэт и музыкант. Обе эти натуры в нем сосуществуют, и каждая из них стремится к господству. Равновесие часто нарушается, но, когда воле удается поддержать его, соединение этих двух сил, направленных к одной и той же цели, приводит к результату такой интенсивности, какой мы не знали со времен Вагнера. В Европе есть и другие великие музыканты, но Рихард Штраус помимо прочего еще и творец героев», - такую оценку талантам Штрауса дал его друг, писатель Ромен Роллан. Концерт для гобоя и малого оркестра ре мажор Штраус написал в 1945 году по просьбе американского солдата, бывшего до войны гобоистом Питтсбургского оркестра. Композитору тогда был 81 год. Сочинение требует от солиста виртуозного владения инструментом. Светлое, оптимистичное настроение произведения во многом передает и характер его автора. Концерт Штрауса считается одним из самых значимых произведений ХХ века для солирующего гобоя.
«…Я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!»», - писал Чайковскому первый исполнитель Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор, виолончелист Вильгельм Фитценгаген после выступления на фестивале в Висбадене в 1879 году. Название, с намеком на галантный XVIII век, отражает стиль произведения. Тема, представленная Чайковским в восьми стилизованных вариациях, сочетает в себе типично русскую напевность, лиризм, ясность и чистоту рисунка, которые так тонко и выразительно передает солирующая виолончель. Премьера Вариаций состоялась в Москве 18 ноября 1877 года. Позднее виолончелист внес ряд существенных изменений в партитуру. С тех пор существует две версии сочинения.
«Все вокруг него казалось возвышенным и значительным, каждый его день превращался в праздник. Общение было для него постоянной, жгучей потребностью. Каждое исполнение – фактом исключительно важным. Он обладал магическим даром преображать даже пустяк в настоятельную необходимость, потому что в вопросах искусства для него пустяков не существовало», – таким был Сергей Кусевицкий, по воспоминаниям виолончелиста Григория Пятигорского. Русский музыкант, многие годы проживший в Америке, выдающийся контрабасист-виртуоз и дирижер, Кусевицкий был еще и автором ряда виртуозных композиций для контрабаса, множества технических этюдов, произведений для симфонического оркестра. В программе прозвучит его Концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор.
В финале вечера будет исполнен Первый фортепианный концерт ми-бемоль мажор Листа. Выдающийся композитор и гениальный пианист XIX века, Лист одним из первых раскрыл в инструменте потенциал симфонического звучания. С его блистательных концертов началась новая эра пианизма. Листу суждено было стать тем гением, который, как писал Шуман, «в новой блестящей манере укажет, каким образом должно связывать партии фортепиано и оркестра, дабы пианист мог полностью раскрыть богатство инструмента и своего мастерства». Партии солиста и оркестра у Листа выступают на равных, при этом как бы соревнуясь друг с другом. Первый фортепианный концерт Лист начал сочинять в 1830 году, в возрасте 19-ти лет. Произведение много раз перерабатывалось, в окончательной редакции было опубликовано лишь в 1856 году. Одночастный по форме, Концерт состоит из четырёх разделов, исполняющихся без перерыва.
Елизавета Тананыкина (гобой), 21 год - студентка Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс доцента Филиппа Ноделя). Победительница Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах им. профессора Н.А. Платонова (Москва,2019). Лауреат II премии III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых инструментах имени Гнесиных (Москва, 2020). Победительница (Золотая медаль) XX Молодёжных Дельфийских игры России (Пермь, 2021). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Данила Владыко (виолончель), 22 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Алексея Селезнёва, в настоящее время – класс заслуженного артиста РФ Александра Князева). Лауреат II премии II Международного летнего фестиваля-конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии I Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (ОЦ «Сириус», Сочи, 2019). Обладатель звания «Лучший участник II тура» XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Виталий Петров (фортепиано), 20 лет – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). Обладатель 15 специальных призов XIX Международного конкурса “ Münchener Klavierpodium der Jugend “ (Германия, 2019). Обладатель Золотой медали III Берлинского Международного музыкального конкурса (Германия, 2019). Победитель Международных фортепианных конкурсов “Clavis Saint Petersburg 2020” и “Clavis Bavaria 2020”. Лауреат II премии и обладатель специального приза Международного фортепианного конкурса в Сан-Хосе (США, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Даниил Фурман (контрабас), 21 год – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс доцента Ростислава Яковлева). Обладатель Гран-при международного конкурса «Sforcando» (Казань, 2019). Лауреат I премии Всероссийского конкурса «Площадь Искусств» (Тольятти, 2020). Лауреат I премии Международного конкурса, посвященного И.Ф. Стравинскому (Санкт-Петербург, 2023). Лауреат II премии Международного конкурса им. С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2023). С 2022 года – артист оркестра Михайловского театра (Санкт-Петербург).
22 ноября 2023 г. Начало концерта в 19.00.
Санкт-Петербург. Невский пр., 41. Дворец Белосельских-Белозерских
Стоимость билетов: 350 – 400 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 315-52-36
Аудитория: 6+
Бесплатные билеты для музыкальных школ
«Молодые исполнители России» - серия концертных выступлений молодых музыкантов с сольными программами или в сопровождении симфонического оркестра в рамках проекта «Высшие исполнительские курсы». Программа концертов и солисты определяются в результате Всероссийского отбора за месяц до концерта. В программе концертов известные сочинения классиков – серьезное испытание для солиста и настоящий подарок для взыскательного слушателя, дающий возможность почувствовать себя членом жюри конкурса международного класса.
«Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Подробная информация на сайте: www.spdm.ru по телефону: (812) 702-60-96