«Чтобы в этой профессии выжить, необходимо воспитать в себе своего собственного педагога и своего собственного критика»
Алексей Мельников родился в Москве в 1990 году. Обучаться музыке начал в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (класс преподавателя Татьяны Шкловской). Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Сергея Доренского и его ассистентов Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева). В 2014 году стал победителем и обладателем специальных призов Международного конкурса пианистов в Сан-Марино. 2015-й принес победу на Международном конкурсе исполнителей фортепианных концертов в Канту (Италия) и III премию на Международном конкурсе пианистов в Хамамацу (Япония). В 2017-м – победа на II Манхэттенском международном музыкальном конкурсе в Нью-Йорке. В 2019 году Алексей Мельников становится лауреатом III премии XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Гастролирует по городам России и Европы. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Алексей Мельников: Я много лет участвую в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки. Я, честно говоря, привык к каждому концерту относиться, может быть, слишком пафосно прозвучит, как к последнему. Но вполне возможно, что кто-то пришел в зал в первый раз, а кто-то, возможно, в последний. Поэтому я стараюсь настраивать себя так. Если я выделю какие-то отдельные выступления, то это будет говорить о том, что другие были менее важными или менее запоминающимися. Не важно, где я играю: от Дома музыки, в частности, я ездил в Африку, в Индию, или если я играю в Мариинском театре, - для меня концерт есть концерт, и какие-то творческие находки и откровения могут быть в любом зале.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Вы часто исполняете Рахманинова. К счастью, сохранились записи его игры. Для Вас это является некой рекомендацией?
Алексей Мельников: Конечно, для меня это является не только рекомендацией, но и вообще творческим ориентиром. Хотя мой профессор Доренский всегда говорил, что надо обязательно слушать Рахманинова, но никогда не пытаться подражать, потому что это невозможно. Сложно не согласиться. Но тем не менее, конечно, это просто сокровище – записи Рахманинова. Нам очень повезло, что они сохранились. И вряд ли что-нибудь в истории звукозаписи когда-нибудь сможет это превзойти, по крайней мере, в области фортепианного репертуара.
СПДМ: Вы были участником многочисленных конкурсов, как относитесь к тому, что победа не всегда достается Вам?
Алексей Мельников: Я к этому вообще никак не отношусь. Все зависит от конкретного случая. Где-то, я считаю, вполне заслуженно слетал с первого тура или чего-то не получал, где-то, я считаю, играл лучше других, но, может быть, меня несправедливо скидывали с конкурса, но это не имеет никакого значения, потому что это не спортивное состязание. В жюри сидят люди со своими вкусами, которые не являются ни в какой степени истиной. К этому надо относиться очень легко.
СПДМ: Какую роль в Вашей карьере сыграл конкурс Чайковского?
Алексей Мельников: В карьере в России сыграл большую роль, наверно, определяющую. Потому что до конкурса Чайковского я получал премии на конкурсах в других странах: в Японии, в Италии. И соответственно какая-то карьера у меня была именно там. Я первый сольный концерт в жизни сыграл в Италии, а не в России. Так сложилось. Но после конкурса Чайковского я стал очень много играть в России, Московская
филармония стала меня приглашать регулярно. И, конечно, я этому очень рад, потому что очень люблю путешествовать по нашей стране и играть.
СПДМ: У Вас бывали выступления, когда Вы не чувствовали отклика публики, связи с залом? Что делать в таких случаях?
Алексей Мельников: Да, такие выступления – это часть профессии, часть жизни, от них никуда не денешься. И ничего не сделаешь в общем-то. От любого количества факторов может зависеть: от твоего собственного состояния, бывает, не получается повести за собой публику, бывает плохая акустика, плохой рояль, публика разная бывает - более подготовленная, менее подготовленная. Конечно, люди, которые совсем из другого мира, для которых классическая музыка – это вообще чужая территория, их, конечно, очень сложно увлечь, как бы ты ни старался. Иногда бывает, что просто глухая стена, но я это просто принимаю. К счастью, это происходит не часто.
СПДМ: Чье мнение для Вас стоит на первом месте, если речь идет о Вашем исполнении или в целом о музыке того или иного композитора. Есть мнение педагога, Ваше собственное, отзывы публики, оценки близких людей, еще есть критики – очень часто эти мнения расходятся.
Алексей Мельников: Для того, чтобы в этой профессии выжить, необходимо воспитать в себе своего собственного педагога и своего собственного критика. Главное, чему учатся в консерватории, это самостоятельной работе. И этому надо научиться, потому что мнения расходятся. Для того, чтобы не заболеть головой, необходимо все-таки ограничить количество мнений, к которым ты прислушиваешься. И главное, конечно, это личные ощущения. Потому что педагог не может ходить на каждый твой концерт, педагог не может слушать все твои записи. Конечно, я прислушиваюсь к мнению коллег-музыкантов. Мои друзья, жена-музыкант – они все что-то говорят. И я знаю, что они искренне хотят, чтобы я играл лучше. Поэтому я их слушаю. Конечно, мои педагоги Николай Львович Луганский, Сергей Леонидович Доренский, когда он был жив, Андрей Александрович Писарев, Павел Тигранович Нерсесьян – это музыканты, которых я очень уважаю. И их мнение для меня является очень авторитетным. И всегда будет.
СПДМ: Одно из «жизненных правил для музыкантов» Шуман сформулировал так: «Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.». Вы следуете этому правилу? И что сегодня можно назвать модным в классической музыке?
Алексей Мельников: Сложно сравнивать время. Когда Шуман это говорил, музыка переживала свой расцвет, пик, зенит. Было такое количество новой музыки – модной, хорошей, плохой, разной; в каждом доме звучала музыка, был рояль, это было живое искусство, жизнь била ключом. Сейчас мы живем совсем в другое время, когда очень большой разрыв между исполнителями и композиторами современными, когда в репертуарах, если посмотрите на афиши, практически не встречаются композиторы-современники, очень редко, как правило, в каких-то специфических фестивалях или у определенных исполнителей, которые именно это играют. К сожалению, не знаю даже, что назвать модным, мне сложно сказать, есть сейчас хоть один по-настоящему всемирно известный композитор, какими были Лист, Рахманинов, Шостакович. Мы переживаем такое кризисное время. И мне кажется, что сейчас в классической музыке нет понятия мэйнстрима, чего-то модного, чего-то немодного, нет какого-то определенного стиля. Раньше было понятно: эпоха классицизма, романтизма… Сейчас тысяча стилей, тысяча композиторов и очень мало действительно стоящей музыки.
СПДМ: Если бы Вы составляли правила для пианистов, какими были бы первые три?
Алексей Мельников: Я бы не стал составлять правила для пианистов.
СПДМ: Как Вы подбираете сольный репертуар? Это рациональный выбор – то, что наверняка должно понравиться публике, или эмоциональный – то, что, в первую очередь, волнует Вас?
Алексей Мельников: Это симбиоз. Я никогда не буду играть то, что я не хочу играть, даже если это принесет мне овации. Во-первых, я это не смогу сыграть хорошо. А во-вторых, собственно, зачем? Очень много музыки, которая и мне нравится, и публике нравится. Стараюсь комбинировать. Если я знаю, что в моей программе есть сложное произведение, которое требует напряженной слушательской работы, то я стараюсь разбавить программу чем-то более доступным.
СПДМ: Кто из композиторов вызывает у вас восхищение не просто как музыкант, но и как личность?
Алексей Мельников: Таких много. Это, конечно, Рахманинов, который, судя по всему, был просто замечательным человеком и общественным деятелем, очень много помогал людям. Это Лист, который был абсолютно огромной фигурой общечеловеческого масштаба, не только для музыкального искусства, но и для искусства вообще, для культуры, сложно переоценить его значение, его вклад в развитие музыки, когда он продвигал других композиторов. В нем абсолютно отсутствовал эгоизм, который присущ творческим людям. Он бескорыстно продвигал, казалось бы, своих конкурентов – выдающийся человек.
СПДМ: Вам важно для понимания идеи произведения знать «контекст», в котором оно создавалось, обстоятельства, в которых находился автор, или лучше с чистого листа что-то додумать самому?
Алексей Мельников: Музыка в меньшей степени контекстуальное искусство среди других. Но, тем не менее, все-таки контекст играет роль, конечно. Ну, например, я не представляю, как можно играть баллады Шопена, если ты не прочитал ни одного стихотворения Мицкевича; как можно играть Шумана, если ты не читал Гофмана; как можно играть Вариации на тему Корелли, не понимая истории этой темы, каких-то стилистических аллюзий и смыслов, которые скрыты в Вариациях. Это первое, что мне приходит в голову. Но есть произведения, которые не требуют такого уж погружения во время, в контекст. Например, Баха, наверно, любой человек поймет, даже если он не знает, когда эта музыка написана и при каких обстоятельствах.
СПДМ: Что, кроме музыки, Вас интересует: увлечения, любимые книги, спорт…
Алексей Мельников: Сейчас у меня одно увлечение – это успеть все выучить, все программы подготовить. Совершенно не хватает времени. Я очень рад, если успеваю что-нибудь почитать. Это, наверно, мое единственное хобби. Люблю шахматы. В основном смотрю их, а не играю. Но музыка, конечно, слишком много времени занимает, чтобы позволять себе какие-то хобби.
СПДМ: Чего Вы ждете от будущего года: мечты, планы?
Алексей Мельников: Я не очень склонен к мечтательству. У меня скорее есть планы сугубо профессионального характера: что я хочу сделать, что я хочу сыграть. Хотел бы записать диск. У меня есть диск, но он уже довольно давно вышел. Мне кажется, что есть какой-то репертуар, который я уже вряд ли буду играть много в будущем, потому что я его уже много играл. Но мне хотелось бы, чтобы это как-то осталось. Мне кажется, что в этом репертуаре мне есть что сказать, поэтому планирую это.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
https://eng.spdm.ru/soloist-december-2022-alexei-melnikovIN ENGLISH