«Музыка пришла ко мне, захватила и покорила сразу, одномоментно и навсегда»
Андрей Телков родился в 1991 году в Воронеже. Обучаться музыке начал в Воронежском музыкальном колледже (класс преподавателя Ларисы Бич). В 2005 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова (класс преподавателя Владимира Суслова). В 2015 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера). В 2021 году окончил ассистентуру-стажировку консерватории в классе того же педагога. В 15 лет Андрей стал обладателем специального приза в составе трио на Международном конкурсе струнных камерных ансамблей им. Чарльза Хеннена в Нидерландах. В 2008 году он стал лауреатом II премии Международного конкурса пианистов им. Фридерика Шопена в Нарве (Эстония). 2013-й принес Гран-при Международного конкурса пианистов им. Язепса Витолса в Риге (Латвия). Музыкант неоднократно удостаивался звания лучшего концертмейстера: в 2014 году – на Всероссийском музыкальном конкурсе и Международном конкурсе виолончелистов им. Святослава Кнушевицкого, в 2014-2016 – на Международном конкурсе им. Евгения Мравинского. К ансамблевому творчеству артист относится весьма щепетильно. Как тут не вспомнить гениального пианиста Антона Рубинштейна, служившего, в частности, аккомпаниатором при дворе великой княгини Елены Павловны, и достигшего в этом виде искусства небывалых высот. Андрей Телков ведет активную концертную деятельность в России и странах Европы. Является концертмейстером хора Мариинского театра. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
Андрей Телков: Музыка пришла ко мне, захватила и покорила сразу, одномоментно и навсегда. Я считаю себя очень счастливым человеком, поскольку никогда не испытывал сомнений в том, чем мне следует заниматься в жизни. В моей семье нет ни одного профессионального музыканта. Мама - доцент по физике в вузе, папа, бабушка имеют техническое образование. Тем не менее, музыка - это то, что всегда сопровождало нашу семью. Прабабушка училась игре на рояле в Казани и даже думала поступать в консерваторию, мама закончила музыкальную школу, но выбрала научную стезю. Музыка всегда звучала в доме, среди знакомых и друзей постоянно было много людей гуманитарных специальностей - журналисты, актеры, артисты балета. То есть моя природная склонность к музыке попала на весьма благодатную почву. Родители сразу стали подмечать, что при звуках классической музыки из телевизора я впадаю в какое-то особое "внимательное" состояние. В младенчестве я был весьма плаксивым ребенком, и единственным средством унять мои капризничания была классическая музыка. Я очень признателен своим родителям, что они стали развивать эти мои наклонности. В полтора года я попал в оперный театр, чуть позже на концерты в филармонию, эти впечатления окончательно определили все. Даже сейчас я помню эти ощущения, столь сильные, что они могут, спустя столько лет, меня будоражить. К 5-ти годам я знал абсолютно точно, что ничем другим я заниматься не желаю.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): С каким инструментом, кроме фортепиано, вы могли бы гармонично сосуществовать?
Андрей Телков: Тут ответ прост, он продиктован биографией. Я с самого первого года обучения музыке занимался параллельно и фортепиано, и скрипкой. Сперва я просто не мог определиться. Очень хотелось играть на скрипке, но педагоги-пианисты советовали учиться на фортепиано. В итоге основным предметом было фортепиано в воронежской специальной школе. Скрипкой я занимался в детской музыкальной школе, благо она располагалась в одном здании со спецшколой, это было очень удобно. Так продолжалось до переезда в Санкт-Петербург, но и здесь я в школе-десятилетке занимался скрипкой два года факультативно, пока наконец не понял, что это мне уже ни к чему. Остался только рояль.
СПДМ: Вы успешно совмещаете карьеру солиста-пианиста и концертмейстера. Что для Вас является самым важным в роли пианиста и в роли концертмейстера?
Андрей Телков: Действительно, совмещаю и сольную деятельность, и камерную. Не очень люблю слово "концертмейстер", обычно в сознании обывателя оно обозначает некоего человека за роялем, который подыгрывает солисту что-то глубоко второстепенное. В реальности это совсем не так, и камерный пианист - это полноценный творческий партнер солиста-инструменталиста или певца. Да, действительно есть камерные произведения, где партия фортепиано сводится к банальному гармоническому сопровождению, но также существует и огромное количество музыки, где партия пианиста своей насыщенностью и сложностью не уступает, а то и превосходит партию солиста. Я всегда много играл в ансамбле. Это для меня особое удовольствие. Мне нравится состояние общения, взаимодействия с другим человеком во время исполнения, во время репетиций, каких-то обсуждений предстоящих концертов. О том, что главное в каждом из этих направлений деятельности, сказать сложно. Я совершенно не отличаю для себя одно от другого, ибо и то, и другое - это всегда работа над образами, характерами, стилями, исследование личности автора в какой-то степени. Только в случае ансамблевого музицирования всем этим я занимаюсь с партнерами. Говоря откровенно, когда я играю сольные пьесы, в особенности романтического периода, да и Бетховена тоже, я всегда слышу и мыслю так, как это бы исполнял ансамбль или оркестр. Это есть в природе самой музыки романтиков, она чаще всего основана на принципах симфонического развития, в особенности если идет речь о монументальных произведениях. Я очень счастлив, что Санкт-Петербургский Дом музыки любезно предоставляет мне возможность выступать с лучшими молодыми инструменталистами нашей страны. Это для меня очень ценно.
СПДМ: Нет ли у Вас желания расширить сферу деятельности и заняться, например, дирижированием или писать музыку?
Андрей Телков: Композиторские опыты меня сопровождали все детство, пока я не убедился в их полной несостоятельности. В один момент понял, что я просто не имею к этому способностей. Тут надо обладать каким-то особым складом психики. О дирижировании думал всегда, думаю и сейчас, и, скорее всего, буду этим заниматься.
СПДМ: О ком из композиторов Вы могли бы сказать, что Вы с ним абсолютно и безоговорочно «на одной волне»?
Андрей Телков: Одного такого автора, разумеется, нет. Я думаю, что так ответили бы 99% музыкантов. Композиторы, даже самые гениальные, были все же людьми, их постигали неудачи, провалы, их сопровождали творческие депрессии. Не говоря уж о том, что каждый из них имел период взросления, поиска своего языка, творческого становления. Не существует ни одного композитора, чье творчество было бы абсолютно великолепным от первой до последней ноты. Поэтому странно было бы возводить личность всего лишь одного из них в некий абсолют. Тем не менее, есть близкие мне авторы. Если мыслить хронологически, то это Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман (в фортепианной музыке), Брамс, Вагнер, Верди, Малер, Рихард Штраус, Дебюсси, Берг. Из отечественных композиторов назову Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. Говоря о любимых авторах, хочется упомянуть о том, что мне порой очень нравится исполнять их произведения, тогда как прослушивание их музыки увлекает меня куда меньше. Среди таких авторов Бенджамин Бриттен.
СПДМ: Есть ли какие-то события, может быть, встречи, знакомства с людьми или произведениями, которые сильно повлияли на Вас как на музыканта?
Андрей Телков: Музыкант - личность очень сложная. На его развитие и становление влияет очень многое, наверное, даже все. Вопрос в том, как он сам в своем внутреннем измерении преобразует все эти влияния. Могу сказать, что если выделять что-то одно, то следует сказать о моем общении с моим профессором Александром Сандлером. Такой поворот в понимании музыки, который он произвел во мне своим преподаванием, случается раз в жизни и навсегда. Причем это касается не только игры на фортепиано, а вообще всего, что связано с музыкой, да и не только с музыкой. Какие-то жизненные вещи обрели ясные контуры и смыслы. Если упомянуть о музыкальных произведениях, сильно повлиявших на меня, то по силе воздействия в первую очередь назову оперу Берга "Воццек". Это потрясение ни с чем не сравнимое, притом сила его воздействия не стихает с каждым новым соприкосновением с этим шедевром. Это, безусловно, одно из моих любимых произведений. Кстати, я очень не одинок в этом своем выборе. Многие музыканты также называют это сочинение среди тех, которые просто разделяют жизнь на "до" и "после" столкновения с ним. Это действительно столкновение, столь эта опера радикальна, безжалостна, и вместе с тем гениальна по композиторскому мастерству.
СПДМ: Как Вам кажется, санкции на культуру повлияют в дальнейшем (когда ситуация вернется к исходной точке) на отношение к русскому искусству, людям искусства?
Андрей Телков: В исходную точку события возможно вернуться. Другой вопрос, что и в исходной точке отношение к русскому в искусстве было не совсем объективным. Всегда чувствовалось надменно-снисходительное отношение более «продвинутых» западных коллег к менее продвинутым (по их мнению) русским музыкантам. Продвинутость, к слову, чаще всего заключается в фанатичном поклонении тем догмам и тем установкам, которые сейчас в моде - усредненная, аккуратная, маловыразительная игра, которая никого не коробит, никого не трогает, всех устраивает своим благополучием и качеством. Этакий музыкальный полуфабрикат. Надо отметить, что в последние годы западные музыканты часто не встречали у себя такого горячего отклика публики, как русские артисты, покоряющие своей искренностью, выразительностью, человечностью исполнения. Может, и в этом причины столь резко пролившейся ненависти? А политическая ситуация оказалась лишь удобным поводом попытаться устранить опасную конкуренцию? Сложно сказать, каким будет будущее. Но возвращение русского искусства неизбежно. И будет оно столь же триумфальным, как и в пору Дягилева и «Русских сезонов», и в ту пору, когда Гергиев по сути открыл Западу русское музыкальное искусство.
СПДМ: Проект Дома музыки «Посольство мастерства» в конце августа – начале сентября планирует гастроли в Японии. Чем обусловлен выбор произведений? Кстати, в программе – Чайковский, «отмененный» недавно в некоторых странах, считающих себя просвещенными.
Андрей Телков: Да, такие концерты запланированы. С Божьей помощью, надеюсь, что состоятся. Буду играть Пятую сонату Бетховена - это одна из самых известных сонат, наверно, лучшая из ранних сонат Бетховена, как мне кажется. Помимо этого, "Думка" Чайковского и "Исламей" Балакирева. Два автора, стоявших на разных идейных позициях в искусстве. "Думка" - одно из самых проникновенных произведений русской фортепианной музыки. "Исламей" - всемирно известная виртуозная блестящая пьеса, ориентальная, прихотливо-узорчатая, пламенная и по-восточному бесшабашная. Что касается "отмененных" авторов, то история уже знала подобные "отмены". Заканчивались они всегда одинаково. Стыдом "отменивших" и триумфом "отменяемых".
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
https://eng.spdm.ru/soloist-july-2022-andrei-telkovIN ENGLISH