«Мне не оставили выбора, быть музыкантом или нет, но возможность выбрать инструмент дали»
Алексей Лобиков родился в 1987 году в Ленинграде. С 6 лет обучался игре на тромбоне в Лицее искусств Охтинского Центра эстетического воспитания (класс преподавателя Кирилла Лобикова), а затем в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Народного артиста России, профессора Виктора Сумеркина), где и окончил аспирантуру. С 2006 года - концертмейстер группы тромбонов Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга. С 2012 года – солист оркестра Мариинского театра. С 2016 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Алексей Лобиков одерживал победы на очень престижных музыкальных конкурсах. В 2006 – на V Международном конкурсе им. Евгения Мравинского (Санкт-Петербург). В 2008 – на II Международном конкурсе им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург). В 2009 он победил на конкурсе тромбонистов “Lion’s Club” (Тампере, Финляндия). Выступление на XVI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2019 году, принесшее ему I премию, стало триумфальным. Алексей Лобиков ведет активную концертную деятельность, как солист и участник различных ансамблей. А начинался творческий путь успешного музыканта непринужденно и без особых сомнений, что вполне естественно для человека из музыкальной семьи. Мама – Ирина Игоревна – преподаватель фортепиано. Отец – Кирилл Яковлевич – тромбонист, педагог, автор уникальной методики раннего обучения на тромбоне и первый учитель Алексея.
Алексей Лобиков: Когда мне было 6 лет, родители спросили: на чем я хотел бы играть. Я, не задумываясь, выбрал тромбон. Мне не оставили выбора, быть музыкантом или нет, но возможность выбрать инструмент дали. Первый выход на большую сцену был, если не ошибаюсь, в 1994 году, в зале академической Капеллы. Я играл с оркестром Менуэт Рамо. Если честно, то ярких впечатлений от детских выступлений у меня не было, может быть, потому что совершенно не было волнения, и из-за этого они не «впечатывались» в память. Я, как маленький робот, выходил и играл выученный материал.
СПДМ (Санкт-Петербургский Дом музыки): Расскажите о своем инструменте: его голос, характер...
Алексей Лобиков: Тромбон очень многогранен и, в зависимости от исполняемой музыки, может быть в разных амплуа: где-то подражать виолончели или скрипке, ансамбль тромбонов может быть удивительно похож на орган. У каждого исполнителя внутри есть свое понимание звука и характера, которое он передает (или пытается передать) через инструмент. Мое представление о том, каким должно быть звучание тромбона, очень близко к драматическому баритону: бархатное, объемное, глубокое, с ясной серединой тембра.
СПДМ: Бетховен считал, что голос тромбона – это голос Бога, а Мендельсон, что «для частого использования тромбон слишком священный». С тех пор многое изменилось в музыкальной культуре. Инструмент уже отлично освоился в разных жанрах. Но есть ли, на Ваш взгляд, музыка, которую «противопоказано» исполнять на тромбоне?
Алексей Лобиков: Наверное, тут вопрос уже личного вкуса и предпочтения жанров, потому что, если играют здорово, то совершенно не важно, что играют. В 2012 году, в Париже, на фестивале ITF ансамбль тромбонов играл рок-музыку. Один из участников подключил микрофон к гитарному усилителю и через эффект «дисторшн» (англ. distortion - искажение) играл на тромбоне, будто на электрогитаре. Это было крайне необычно и интересно.
СПДМ: Считаете Вы репертуар для тромбона обширным или ограниченным? Хотели бы Вы дополнить его своими сочинениями или переложениями, и какими?
Алексей Лобиков: За последние 20-30 лет уровень игры на тромбоне очень сильно шагнул вперед, и благодаря этому у композиторов появился огромный интерес к нашему инструменту. Если раньше можно было по пальцам пересчитать несколько хрестоматийных концертов, пьес и переложений, то сейчас репертуар становится просто громадным, и за всеми премьерами не уследить. Есть композиторы, пишущие музыку к фильмам, к программам BBC, причем, это не какой-то «контемпорари», где нет размера, тактов, надо свистеть или кричать, а красивая, интересная музыка, к тому же требующая от исполнителя технического мастерства. Что касается собственных сочинений - у меня есть некоторые идеи произведения под «электронный» аккомпанемент, но пока это на уровне мыслей.
СПДМ: Ваши профессиональные кумиры?
Алексей Лобиков: В свое время это были Кристиан Линдберг и Джозеф Алесси. Но чем дальше профессионально развиваешься, тем сложнее просто наслаждаться исполнением. И то, что раньше казалось совершенством, сейчас проходит, будто через призму, и раскладывается на компоненты. Вроде бы здорово, но здесь не так, здесь можно по-другому и т.д.
СПДМ: Расскажите о Вашем участии в XVI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2019 году. Легко ли было победить?
Алексей Лобиков: Было сложно. Опыт участия в конкурсах у меня достаточно большой, но с момента участия в последнем прошло больше восьми лет. Учитывая, что конкурс был в июне, а программу для медных объявили в феврале, времени было в обрез. Если добавить к этому театральный график, участие в Пасхальном фестивале (фестиваль, в котором оркестр Мариинского театра путешествует в течение месяца на чартерном поезде по городам России, в котором и живет) и годовалого ребенка дома, то условия для подготовки были не самые удобные. Степень ответственности была очень высокой, поскольку я понимал, что это был мой последний конкурс. И, что для меня самое главное, готовился я без педагога или какого-либо наставника, полагаясь на свое внутреннее восприятие. Своих конкурентов я знал, слышал их записи и, честно, было очень волнительно. Но, как оказалось, записи - это записи, а живое исполнение - совсем другая история.
СПДМ: В качестве солиста Дома музыки Вы участвуете в нескольких проектах – расскажите об этом сотрудничестве, как оно началось и что Вы «приобрели» за годы совместных выступлений?
Алексей Лобиков: Наше знакомство началось в 2006 году, когда Виктор Васильевич Сумеркин совместно с Домом Музыки организовал концерт своего класса. В период 2006-2012 было несколько подобных выступлений, а также ряд выступлений и гастролей в составе брасс-квинтета. С 2013 года началось уже по-настоящему плодотворное сотрудничество, которое продолжается до сих пор. Пока что популярность духовых инструментов и интерес к ним зрителя не такой большой, как хотелось бы. Я очень благодарен Сергею Павловичу Ролдугину и всему коллективу Дома Музыки за эту уникальную возможность выступать на большой сцене, показывать, пропагандировать свой инструмент. За годы сотрудничества с Домом Музыки я сыграл большинство хрестоматийных концертов, как для тенорового тромбона, так и альтового. Среди них я особенно хочу выделить «Краски» Берта Аппермонта - замечательный четырехчастный концерт, где каждая часть обозначена цветом: желтый, красный, синий и зеленый. Этот концерт полностью раскрывает как техническую сторону, так и всю палитру звучания тромбона, и его характер.
СПДМ: Ваше мнение о современном музыкальном театре: легко ли уживаются в нем классика и ультрамодные тенденции, какой музыкальный материал сегодня наиболее востребован?
Алексей Лобиков: Вы знаете, не замечаю ультрамодных тенденций совсем. Возможно, это проявляется в современных постановках, но, во-первых, мне из ямы их не видно, во-вторых, об этом судить, прежде всего, зрителю. В театре я являюсь винтиком в сложном организме, и моя задача - качественно выполнять свою работу.
СПДМ: Какие направления, кроме классической музыки, Вам интересны профессионально и просто как слушателю?
Алексей Лобиков: С детства люблю хип-хоп. В свое время даже была домашняя студия, я писал «минусовки», записывал трэки, выступал в клубах, выходил на сборнике.
СПДМ: Есть ли в семье претендент на продолжение семейной династии тромбонистов – вслед за Вами?
Алексей Лобиков: Сын проявляет некоторый интерес к тромбону, но пока он маленький, и всё может поменяться. Если не захочет, я не буду настаивать.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова
IN ENGLISH