Барочная Аллеманда, оперные и балетные Шедевры на арфе и кларнете
20 сентября, в пятницу, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт «Солисты Дома музыки в Мариинском». В Зале Рахманинова (ул. Декабристов, 37) выступят лауреаты международных конкурсов: Яна Петрова (арфа), Роман Соснин (фортепиано) и Лев Журавский (кларнет). Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова. В программе – сочинения Баха, Моцарта, Мендельсона, Листа, Сарасате, Берга, Прокофьева, Тищенко.
Партиты (в переводе с итальянского «деленная на части») Бах писал на протяжении всего творческого пути, значительная их часть была написана в Кётене, начиная с 1717 года. Эти сочинения предназначались не только для клавира, но и для оркестра, а также для сольных инструментов. Программу вечера откроют Аллеманда и Рондо из Партиты №2 для клавира до минор в переложении для арфы соло американской арфистки Марии Луизы Райан-Фореро.
Концертный парафраз для фортепиано Ференца Листа на темы из оперы Верди «Риголетто» основан на знаменитом квартете, в музыке которого переплелись образы героев оперы. Лист в этом жанре руководствовался желанием привлечь внимание публики к лучшим оперным постановкам. Однако транскрипции композитора оказались настолько сложны, что не каждый виртуоз мог достойно их представить. Значение этих фортепианных переложений раскрылось в другом качестве. Они стали очередным этапом развития творчества композитора в сторону оркестрового звучания инструмента. Это сочинение в программе концерта прозвучит в переложении для арфы соло арфистки и педагога Екатерины Вальтер-Кюне.
«Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева – признанный шедевр ХХ века, неудивительно, что многие номера балета на концертной эстраде стали так же популярны. В 1936 году на основе балета композитор создал симфонические сюиты. Не пытаясь повторить сюжетную линию, он построил их по принципу контраста. В программе вечера прозвучит «Утренняя серенада» из Сюиты №3 – легкое, воздушное кружево мелодии в арфовом исполнении. Переложение для арфы соло арфистки и педагога Веры Дуловой.
Борис Тищенко – один из крупнейших представителей музыкального искусства Ленинграда – Петербурга. Он сочинял практических во всех жанрах. В творчестве был единомышленником Шостаковича, у которого учился в Ленинградской консерватории и с которым долгие годы был дружен. Лирико-драматическая пьеса для виолончели и арфы Andante espressivo была написана им в 1978 году в качестве одного из фрагментов музыки к кинофильму. Позднее композитором была сделана ее редакция для солирующей арфы.
Фантазия для фортепиано до минор, сочиненная Моцартом в 1785 году, задумывалась как самостоятельное произведение, но в итоге композитор объединил ее с до-минорной Сонатой, написанной годом ранее. По структуре этот опус напоминает баховские произведения, где прелюдия является вступлением к фуге. С творчеством Баха Фантазию роднит и образный ряд с большим количеством трагических эпизодов. Драматургия сочинения основана на чередовании контрастных образов: трагедийных и светлых, лирических.
Песни без слов для фортепиано Феликс Мендельсон сочинял на протяжении всего творческого пути. При внешней простоте, эти лирические миниатюры внесли значительный вклад в культуру пианизма, в них проявилась тенденция «вокализировать» инструментальную музыку, наполнить ее песенной выразительностью. В большинстве случаев Песни без слов носят характер камерного романса. В программе вечера прозвучат четыре пьесы из тетради VI ор.67.
Скрипка присутствовала в жизни Моцарта с детства. Сначала как инструмент исполнителя, позднее она вдохновляла его и на создание произведений, которых было не мало: пять скрипичных концертов, множество камерных сочинений, тридцать пять скрипичных сонат. В тематизме сонат Моцарта во многом проявились вокальные влияния, связанные с оперным творчеством, мелодическая напевность, декламационность. Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор входит в число шести сонат, опубликованных в 1781 году. Сочинение написано в классической сонатной форме: I. Allegro moderato – II. Andantino sostenuto e cantabile – III. Rondo. Allegro. В концерте Соната будет исполнена на кларнете.
Альбан Берг – австрийский композитор, представитель экспрессионизма и Нововенской композиторской школы. Его единственным учителем в музыке был Арнольд Шёнберг. Берг создал сравнительно немного сочинений, но они явились яркими образцами в истории музыки первой половины XX века. Всемирную известность ему принесла опера «Воццек», над которой он работал несколько лет. В 1913 году, за год до начала работы над оперой, Берг сочинил Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ставшими чем-то вроде творческого «трамплина» для молодого композитора.
Фантазию на темы из оперы Бизе «Кармен» выдающийся испанский скрипач Пабло де Сарасате написал в 1883 году. Произведение построено на основе знаменитых мотивов оперы. Известный французский музыкант Николя Бальдеру уже в наше время сделал переложение Фантазии для кларнета. Не нарушая целостности созданного Сарасате образа сочинения, он привнес в него особые краски, благодаря техническим и тембровым возможностям кларнета. Виртуозный характер Фантазии требует от солиста мастерского владения инструментом.
Яна Петрова (арфа), 17 лет – учащаяся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Ирины Тищенко). Лауреат III премии II Международного конкурса «Tutte Le Corde» (Екатеринбург, 2021). Лауреат II премии XIV Международного конкурса им. С.И. Савшинского (Санкт-Петербург, 2023). Обладатель Гран-при III Санкт-Петербургского Международного конкурса имени И.Ф. Стравинского (2024). Лауреат I премии XV Международного конкурса имени С.И. Савшинского (Санкт-Петербург, 2024)
Роман Соснин (фортепиано), 21 год – студент Музыкального училища им. Гнесиных при Российской Академии Музыки (класс Заслуженного артиста России, профессора Юрия Богданова). Победитель I Международного конкурса молодых пианистов им. С.В. Рахманинова (Москва, 2018). Победитель (Золотая медаль) XX Молодежных Дельфийских игр России (Пермь, 2021). Стипендиат фонда «Новые классики», фонда В. Спивакова (2018). Лауреат I премии и обладатель спецприза – именной стипендии Р.К. Щедрина на Всероссийском конкурсе композиторов «Крейцерова соната» (Москва, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
Лев Журавский (кларнет), 24 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс преподавателя Григория Малиёва). Победитель IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, 2021). Лауреат IV премии Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах AEOLUS (Дюссельдорф, 2022). Лауреат III премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
20 сентября 2024 г. Начало концерта в 19.30
Санкт-Петербург. Ул.Декабристов, 37. Зал Рахманинова. Мариинский театр
Стоимость билетов: 500 – 1000 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 326 4141
Аудитория: 6+
Проект «Солисты Дома музыки в Мариинском». Стартовавшее в 2008 году сотрудничество Дома музыки с Государственным академическим Мариинским театром под руководством Валерия Гергиева - одно из важнейших для солистов Дома музыки. Самые успешные из них имеют честь выступать на сцене Концертного зала Мариинского театра, символично расположенного на одной улице с Домом музыки - Алексеевским дворцом. Особое значение имеет то, что солисты Дома музыки приглашены выступать на этой сцене с самого первого года её существования. Выступление с коллективом прославленного симфонического оркестра Мариинского театра - особое событие в жизни каждого музыканта. С 2024 года стартовал отдельный цикл камерных концертов - на самой современной камерной сцене Санкт-Петербурга - в Зале Рахманинова.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96