Д.Шостакович (1906-1975). Концерт №2 для скрипки с оркестром до диез минор ор.129
Солист лауреат международных конкурсовПавел Милюков (скрипка)
II отделение
С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №2 для фортепиано с оркестром соль минор ор.16
Солист лауреат международных конкурсов, доцентМирослав Култышев (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер Ошвальдо Феррейра
Выступление Александра Рамма в абонементе "Музыка звёзд"
перенесено на 26 октября 2016
О программе концерта
Семь инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича стали важнейшей частью наследия композитора, изменив в ХХ веке отношение к данному жанру в целом. Композитор создавал концерты в разные периоды творчества, отражая в них свое время и передавая его видение глазами художника. Два скрипичных концерта, написанных соответственно в 1948 и 1967 годах, несут на себе к тому же черты виртуозого стиля Д. Ф. Ойстраха, который был первым исполнителем обоих сочинений и которому композитор их посвятил. Завершив работу над партитурой Концерта № 2, Шостакович пишет Ойстраху: «Я закончил новый скрипичный концерт. Писал его с мыслями о Вас. Очень хочу показать Вам концерт, хотя сделать это мне ужасно трудно. Если концерт не вызовет у Вас протеста, то велико будет мое счастье. А если Вы его сыграете, то счастье мое будет столь велико, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Если не будет Вашего возражения, то мне очень хотелось посвятить концерт Вам...».
Скрипичный концерт № 2 до диез минор, созданный в последние, относительно спокойные годы жизни композитора, демонстрирует уже во многом философское отношение Шостаковича к действительности, к ее конфликтам и противостояниям. Композитор пишет Концерт в Доме творчества в Репино, где он часто уединялся в период активной работы над тем или иным сочинением. Создание Концерта показывает, насколько по-новому композитор решает для себя творческую задачу, одновременно сохраняя исторически сложившиеся жанровые черты. Первая часть, написанная в сложной форме (Moderato-Piu mosso-Allegretto-Piu mosso), построена как драматический диалог-размышление солиста и окружающей действительности, где солирующая скрипка безусловно преобладает. Здесь композитор использует темы из раннего сочинения (тема вступления звучала в поэме «Казнь Степана Разина»), цитирует в среднем разделе мелодию песенки «Купите бублики», проводит монограммы свою (DSCH) и Давида Ойстраха (DADSAH). Вторая часть Adagio обращается к миру субъективно-лирических переживаний, она наполнена аскетизмом, благородством и одновременно сердечной теплотой. Финал (Adagio-Allegro), без перерыва следующий за второй частью и начинающийся с медленного раздела, как бы подчеркивает естественность перехода от одного состояния к другому, тем более, что здесь начинают возникать уже знакомые темы первой части. Но следующий затем стремительный, с характерным для композитора гротесковым оттенком, динамичный раздел финала заставляет совершенно иначе осмыслит цикл в целом.
В Концерте Шостакович демонстрирует использование приемов новаторской додекафонной техники, приобретающей у него не технический, но высокохудожественный смысл. К ее приемам композитор нередко обращается в произведениях этих лет. Начальная тема финала, построенная на 12-ти тонах, превращается в развернутую интонацию вопроса, ответом на который становится вся заключительная часть сочинения.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был написан С.С. Прокофьевым в 1913 году, но впоследствии композитор вернулся к произведению, создав в 1923 году новую редакцию. Первое, авторское исполнение сочинения в 1913 году был оценен публикой неоднозначно: одни слушатели приняли сочинение восторженно, большинство же, из-за «футуристического стиля» произведения, отнеслось к нему отрицательно. Концерт поразил всех сложностью технических приемов, блеском пианизма, сложнейшей инструментальной фактурой. Лишь со временем Концерт приобрел славу одного из самых ярких фортепианных концертов ХХ века. Композитор посвятил его памяти своего друга Максимилиана Шмидтгофа.
Сочинение написано в четырех частях. Первая часть (Andantino-Allegretto) очень необычна по драматургии. Здесь нет традиционной формы сонатного аллегро, основную смысловую нагрузку несет медленное Andantino с его выразительной аскетичной темой. Контрастом ей выступает танцевальная по характеру тема; соединение их в масштабной разработочной части также необычно: разработка дана в виде каденции, которая, по словам Б. Асафьева, является «небывалым в фортепианной музыке по длительности напряжения нарастанием».Вторая часть (Scherzo. Vivace) – блистательная, остроумная пьеса, сменяющаяся в третьей части мрачным Intermezzo, наполненным фантастическими элементами. Четвертую часть (Allegro tempestoso) с ее монументальностью и размахом известный критик В. Каратыгин определил как «циклопическая постройка», подчеркивая тем самым необычность содержания и художественно – технического решения раздела.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин