02
марта
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
К Международному женскому дню
I отделение

С.Франк (1822-1890). Соната для виолончели и фортепиано Ля мажор
Р.Шуман (1810-1856). Три Фантастические пьесы op.73

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Данила Попов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Генюшене
II отделение

И.Брамс (1833-1897). Скерцо для фортепиано ми-бемоль минор op.4
Р.Шуман (1810-1856). Юмореска Си-бемоль мажор op.20

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Генюшене (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Сезар Франк — известный французский композитор, педагог и органист бельгийско-немецкого происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о нем: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
В 1886 году С. Франком была написана Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор и предназначалось в качестве свадебного подарка выдающемуся скрипачу Эжену Изаи (1858–1931), впервые исполнившему и сохранившему ее в своем репертуаре в течение всей жизни. Соната по праву считается одним из самых блестящих сочинений данного жанра, ее называют лучшим и труднейшим опусом композитора. Популярность произведения доказывается существованием его в различных переложениях — для виолончели, флейты, трубы, органа с хором, двух фортепиано и проч. Из них лишь переложение для виолончели было сделано с ведома самого Франка известным виолончелистом Жюлем Дельсаром (1844-1900). Оно обрело статус самостоятельного произведения.
Органичное соединение в творчестве С. Франка разнонациональных творческих школ отчетливо проявляется в Сонате: здесь слышны черты органной и оркестровой звучности Германии, пейзажность и лирика Австрии, импрессионистическое начало и тонкость передаваемого чувства Франции. Тон всему задает вступительный раздел: его интонационные «зовы» будут звучать на протяжении всей первой части и возникать в последующих, скрепляя все тематическим единством. Четыре части сонаты позволяют Франку нарушить традиционную образную последовательность жанра. Первая часть Allegretto ben moderato — вдохновенная и лирически–выразительная подготавливает стремительную, мятежную вторую часть (Allegro). Третьей части композитор предпосылает название «Речитатив–фантазия», уточняя при этом ее лирическое содержание (Ben moderato – Largamento con fantasia). Венчающим весь цикл становится блестящий финал Allegretto poco mosso.
Немецкий композитор Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора есть и произведения для духовых инструментов, в полной мере отражающие новаторский стиль Шумана. «Три фантастические пьесы» были написаны им для кларнета и фортепиано, но предполагали также исполнение для скрипки или виолончели; в дальнейшем же они были обработаны для других инструментов. Три пьесы, каждой из которой автором предпослано указание на определенный характер, передают три «фантастических» состояния, переходящие одно в другое: 1. «Нежно и с выражением». 2. «С живостью, легко». 3. «Скоро и с огнем».
Один из своих знаменитых фортепианных циклов — «Юмореска» Р. Шуман создал в 1839 году, обозначив им появление в истории музыки нового жанра. В толковании термина композитор опирался на комментарий немецкого писателя–романтика Жан Поля: «Юмор как удачное соединение мечтательности и шутки». Именно в этом ключе, хотя и без обозначенной программы, и был решен масштабный фортепианный цикл, наполненный, как всегда у Шумана, разноплановыми образами, контрастами настроений, богатством оттенков. Композитор посвятил цикл своей современнице, композитору Юлии фон Вебенау. В сочинении семь идущих без перерыва частей, где каждая включает несколько разнохарактерных миниатюр, и все они интонационно связаны между собой. Не вводя в цикл названий, Шуман разграничивает части указанием на основной характер и темп, многократно варьируя их: I. Einfach (Просто), II. Hastig (Поспешно), III. Einfach und zart (Просто и нежно), IV. Innig (Тепло), V. Sehr lebhaft (Очень живо), VI. Mit einigem Pomp (С некоторой пышностью), VII. Zum Beschluss (В заключение).
История создания Скерцо Иоганнеса Брамса весьма необычна. Осенью 1853 года, когда Брамс тесно общался с Робертом Шуманом и его учеником Альбертом Дитрихом, им пришла мысль о создания коллективной сонаты, предназначенной для выдающегося скрипача Йозефа Иоахима. Произведение было написано: первая часть принадлежала Дитриху, вторая (Интермеццо) и финал – Шуману, скерцо – Брамсу, которое стало первым сочинением Брамса для скрипки. Соната как целостное сочинение опубликована не была, и только в 1906 году Иоахим издал энергичное по характеру, динамичное Скерцо Брамса как отдельную пьесу, которая стала одной из блестящих концертных пьес скрипичного репертуара. Целостное же произведение вошло в историю музыкального искусства как «F.A.E. соната», где под аббревиатурой «F.A.E.» скрывается своеобразный лозунг: «Frei, Aber Einsam» («свободен, но одинок»).
Проф.Гусейнова З.М.

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин