03
апреля
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Н. Паганини (1782-1840).
Соната для большого альта с оркестром (ред. У. Дрюнера) MS 70 (1834)
(переложение для альта и фортепиано)
И. Брамс (1833-1897).
Соната №1 для кларнета и фортепиано фа-минор op.120 (1895)
(переложение для альта и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсений Захаров (альт, композиция)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)
II отделение

А. Понкьелли (1834-1886).
Каприччио для гобоя и фортепиано фа минор op.80

Я.В. Каливода (1801-1866).
Салонная пьеса для гобоя и фортепиано соль мажор op.228

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Герман Бюллер (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

Дж. Россини (1792-1868).
Интродукция, тема и вариации для кларнета с фортепиано си-бемоль мажор GRV.10

А. Розенблат (р.1956).
Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» для кларнета и фортепиано фа мажор (1993)

Исполняет – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Игорь Смалий (кларнет)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором опусах не только для скрипки, но также произведений для гитары, альта, в инструментальных квартетах и проч. Одночастная Соната для большого альта с оркестром (Соната «Gran Viola») была написана в 1834 году. В то время альты создавались разных размеров, и один из них работы Страдивари находился у Паганини. Скрипач обратился к Гектору Берлиозу с просьбой написать произведение для данного инструмента, но созданная французским композитором симфония «Гарольд в Италии» с солирующим альтом показалась Паганини недостаточно виртуозной, и он сам создал Сонату. Она включает три разнохарактерных раздела (Introduzione: Larghetto. Recitativo a piacere – Cantabile andante sostenuto – Andantino. Tema con 3 variazioni. Coda) и представляет собой яркую романтическую композицию типа фантазии, сложную по форме, построенную на драматических контрастах. Сочинение прозвучит в переложении для альта и фортепиано в редакции известного немецкого музыканта Ульриха Дрюнера.
 
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 1, четыре части которой (1. Allegro Appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования.
 
Итальянский композитор XIX века Амилькаре Понкьелли известен в первую очередь как профессор Миланской консерватории, среди учеников которого были Дж. Пуччини и П. Масканьи. Однако он был также автором камерных и духовных произведений, гимна памяти Джузеппе Гарибальди, ряда опер, самая известная из которых «Джоконда» (1876) до сих пор остается в репертуаре многих театров. Понкьелли называют среди создателей жанра монооперы, предназначенной только для одного певца: в 1873 году композитор заканчивает одноактную оперу «Вечный говорун» для солирующего баритона. Инструментальные сочинения Понкьелли, написанные для симфонического и камерного оркестров, ансамблей разных составов, отличаются звуковой яркостью и красочной свободой, почти импрессионистской выразительностью. К ним относится и Каприччио для гобоя и фортепиано, созданное в 1889 году. Каприччио («каприз») – многоплановая, изобилующая богатыми лирическими красками, масштабная одночастная пьеса, где последовательно раскрываются разные душевные состояния: грациозная веселость, меланхолическая лирика, страстный порыв, игривость и настороженность. Партия гобоя – виртуозная, построенная на фактурных контрастах, словно ведет монолог героя, переполняемого лирическими переживаниями.

Ян Вацлав Каливода – известный чешский скрипач и композитор, выпускник Пражской консерватории. Им написано более 400 произведений разных жанров, в том числе симфонии, концерты для скрипки с оркестром, ряд инструментальных сочинений, опера «Бланда». Многие исполнители того времени включали произведения Каливоды в свой репертуар, а Р. Шуман посвятил ему свой цикл «Шесть интермеццо для фортепиано» (1832). «Салонную пьесу» ор. 228 композитор написал в 1859 году, создав выразительную разнохарактерную одночастную пьесу, в которой динамические сцены чередуются с лирическими эпизодами и сценами философского раздумья.
 
Имя Джоакино Россини в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор почти ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. Оперный период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром Си-бемоль мажор, написанные в 1819 году. Произведение в полной мере несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется со вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая далее в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде.
Александр Розенблат — выпускник Московской консерватории — является ярким представителем плеяды современных отечественных музыкантов. Слушателям он известен как блестящий концертирующий пианист, аранжировщик и композитор, произведения которого отличаются виртуозным блеском, непревзойденным остроумием, высококлассной техникой и изобретательностью. Автор сочинений во многих жанрах, Розенблат везде проявляет себя в качестве музыканта, свободно сочетающего черты традиционализма и современности, умело вплавляющего «чужие» элементы в свои сочинения и раскрывающего новые образные возможности в хорошо знакомых классических мелодиях. Эти черты в полной мере проявляются в его Фантазии на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен», где хрестоматийные оперные образы обретают новые черты, представая в современном облике.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин