04
октября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"На одном дыхании"
I отделение

К. Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия для кларнета и фортепиано L116
Б. Барток (1881-1945) - П.Арма (1881-1945).
"Венгерская крестьянская сюита" для флейты и фортепиано ВВ 79
А.Шабо (р.1976). Фантазия на темы балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» 
Ф.Борн (1840-1920). Блестящая фантазия на темы из оперы Ж.Бизе «Кармен» 

II отделение

Ф.Шмитт (1870–1958). Сонатина и трио для флейты, кларнета и фортепиано
Р.Петерсон (р.1969). Трио №1 для флейты, кларнета и фортепиано ля минор
Й.Видман (р.1973). Фантазия для кларнета соло
П.Ферру (1900–1936). Три пьесы для флейты соло
Bergere captive – Jade – Toan-Yan
Г.Коннессон (р.1970). "Техно-Парад" для флейты, кларнета и фортепиано 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Софья Виланд (флейта)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Французский пианист дирижер, композитор и этномузыколог венгерского происхождения Поль Арма (настоящее имя – Имре Вейсхаус) был учеником выдающегося композитора Белы Бартока, в классе которого он занимался в Академии музыки в Будапеште. В дальнейшем обоих музыкантов связывали тесные творческие узы, которые проявились и в создании П. Арма ряда обработок сочинений своего учителя. Написанный Бартоком в 1914-1918 годах фортепианный цикл «15 венгерских народных песен» послужил для Арма основой для создания в 1952 году сочинения «Венгерская крестьянская сюита» для флейты и фортепиано (в 1964 году П. Арма создаст ее оркестровую версию). Песенный материал Б. Бартока вошел в сюиту почти целиком (из 15 песен П. Арма использовал 13), сохранив последовательность и общий характер народных тем. Богатство и разноплановость венгерских мелодий (Барток в некоторых песнях обозначил их жанровую принадлежность, например: «Четыре старинных напева», «Скерцо», «Баллада», «Старинный танец» и др.) обрели в обработке П. Арма новые инструментальные краски.
Александр Шабо — французский кларнетист, солист оркестра Национальной оперы в Париже, участник известного «Вандомского квартета» («Квартета Вандомской площади»). Ансамбль был сформирован в 2002 году, по замыслу его организаторов, для исполнения музыки разных стилей и направлений. Участники квартета активно создавали аранжировки сочинений композиторов разных стран, в том числе русских — С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. Среди популярных сочинений А. Шабо выделяется «Фантазия на темы балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”» для кларнета с оркестром, основанная на прекрасных темах сочинения — Марше, Вальсе и прочих.
Франсуа Борн — знаменитый французский флейтист-виртуоз, педагог и композитор, завоевал известность как автор многих сочинений для флейты, где значительное место занимает жанр фантазии на темы какой-либо оперы. Это закономерно, поскольку Борн в течение многих лет был первой флейтой Большого театра в Бордо. Самым известным сочинением музыканта стала «Блестящая фантазия на темы оперы Бизе “Кармен”» для флейты и фортепиано, написанная в 1880 году. В ней звучат все основные темы оперы, но центральное место занимает Хабанера, на ней построен даже цикл вариаций внутри Фантазии. Особый тембр флейты придает хорошо знакомым мелодиям оперы новые оттенки.
Французский композитор Флоран Шмитт с детства воспитывался в традициях классической и романтической музыки. Его отец, долгие годы прослуживший органистом, сумел привить будущему музыканту любовь к традициям, что в дальнейшем составило основу его сочинений, которые Шмитт создавал в Парижской консерватории под руководством Ж. Масснэ и Г. Форе. Сонатину в форме трио для флейты, кларнета и фортепиано (или клавесина) композитор создает в 1935 году, сохраняя в ней многие традиционные черты классического жанра. Сонатина посвящена известной итальянской клавесинистке Коррадине Мола.
Рассел Петерсон – признанный современный американский классический и джазовый саксофонист и композитор, выступающий с концертами во многих странах мира. Им созданы разнообразные камерные ансамбли, в которых соединены разные, контрастные по тембру инструменты. Композитор максимально использует художественные и технические возможности каждого из участников, предлагая им то развивать классическую мелодию, то виртуозно двигаться в джазовых ритмах, то погружаться в фольклорные истоки. Трио № 1 для флейты, саксофона (кларнета) и фортепиано было написано Петерсоном в 2009 году и после первого же концертного исполнения приобрело широкую известность. Три части сочинения, сохраняя принцип контрастно-темпового сопоставления разделов, в то же время формируют ощущение уникальности каждой из них: здесь представлены драматизм первой части (Andante moderato), красота орнаментальной темы второй части (Adagio) и вихревая стремительность финала (Allegro).
Йорг Видман – немецкий композитор и исполнитель-кларнетист, профессор Высшей школы музыки во Фрайбурге (Германия). Он считается одним из самых известных представителей молодого поколения современной музыки. Как кларнетист Видман получил образование в Мюнхенской Высшей школе музыки и в Джульярдской школе в Нью-Йорке, композицией занимался у Ханса Вернера Хенце и Вольфганга Рима. Он – автор произведений для музыкального театра (оперы «Эхо», «Монологи для двоих», «Лицо в зеркале»), оркестра («Световой этюд I», «Вольные пьесы», «Песня», «Хор», «Con brio»), им написаны концерты для различных инструментов, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, отличающиеся остросовременным звучанием. Среди его фортепианных сочинений есть, например, соната «Цветы зла» по знаменитому стихотворному сборнику Ш. Бодлера.
Исполнительский репертуар Видмана включает произведения Р. Шумана, И. Брамса, А.Берга и др. Он выступил как автор многих опусов для своего любимого инструмента, среди созданных им сочинений - Фантазия для кларнета соло (2006), посвященная учителю Уильфриду Хиллеру. Яркая одночастная пьеса, она раскрывает возможности кларнета как художественного и технически совершенного инструмента.
 Пьер-Октав Ферру – известный французский композитор, автор ряда сочинений, среди которых значительное место отведено камерным произведениям. Несмотря на их исполнение в концертах и связь композитора со многими современными музыкантами, музыка Ферру после его трагической гибели была почти забыта. Лишь в конце ХХ века имя композитора стало появляться на афишах, а его сочинения – публиковаться. Миниатюры цикла «Три пьесы для флейты соло» создавались Ферру в разное время в период 1921-1922 гг., и каждая из пьес связана с друзьями и коллегами: 1. «Bergère captive» («Пленник-пастух») посвящена Анри Мальсеру, 2. «Jade» – Женевьеве Пти, 3. «Toan-Yan: La Fête du Double Cinq» – композитору, как уточняет сам Ферру, «профессору Страсбургской консерватории» Полю Краусу. Цикл написан в условном «китайском» стиле, часто встречающемся во французской музыке той эпохи, и несет на себе отчетливые черты восточно-азиатского искусства. Первая пьеса построена на протяженной жалобной мелодии, медленно разворачивающейся у солирующего инструмента. Подвижная, энергичная вторая пьеса с острым ритмом опирается на характерную пентатонику, а ее название «Jade», условно переводимое как «негодница», определяет характер насмешливого звучания. Третья пьеса передает праздничный характер китайского фестиваля «Тоан-Ян», длящийся пять дней и пять ночей (отсюда его уточнение «La Fête du Double Cinq», условно – «праздник двойной пятерки»), где композитор цитирует и мастерски развивает подлинный китайский напев.
Гийом Коннессон — современный французский композитор, получивший образование в Национальной консерватории в Булони-Билланкуре, а затем – в Париже. Среди тех, кто повлиял на формирование стиля композитора, были О. Мессиан и И. Стравинский — великие реформаторы ХХ века. Сочинения Коннессона с огромным успехом исполняются в странах Европы и Америки, они не раз были отмечены призами на международных конкурсах. Опусы французского музыканта отличаются современным подходом к выбору сюжетов, жанров, инструментальных составов, они принадлежат композитору с необычайно острым слышанием звукового мира и умением передавать его в музыке. Пьеса для флейты, кларнета и фортепиано «Техно-парад» была написана Коннессоном в 2002 году. Это одночастное сочинение основано на двух темах, постоянно перебрасываемых от одного участника ансамбля к другому. Пьеса звучит в диком, неистовом темпе, от начала до конца в ней проводятся настойчивые удары, преимущественно у фортепиано. Название и художественная идея «Техно-парада» связана с британской традицией проводить парады различных транспортных средств, оборудованных мощными звуковыми колонками и усилителями, исполняющих электронную энергичную танцевальную музыку. Эти особенности и определили остро современное звучание пьесы Коннессона.

Проф. З.М. Гусейнова 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Александр Васильев