300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
В.А.Моцарт (1756-1791). Анданте для флейты и фортепиано
Ф.Шуберт (1797-1828). Интродукция и вариации на тему "Засохшие цветы"
Ф.Гобер (1879-1941). Баллада для флейты и фортепиано
Х.Холлигер (р.1939). "Молчание воздуха" для флейты соло
А.Жоливе (1905-1974). Концерт для флейты и фортепиано
Алексей Морозов (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Николай Саратовский
II отделение
Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната №23 "Аппассионата" фа минор
М.Равель (1875-1937). Сонатина для фортепиано фа диез минор
П.И.Чайковский-С.Фейнберг (1890-1962). Скерцо из симфонии №6
Николай Саратовский (фортепиано)
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Произведения для флейты занимают существенное место в наследии В. А. Моцарта, создававшего для этого инструмента сонаты, концерты, отдельные пьесы. Это могли быть сочинения для флейты в сопровождении фортепиано или оркестра, которые, в свою очередь, аранжировались для фортепиано. К таковым относится Анданте C-Dur, написанное композитором в 1778 году. Одночастная, в медленном темпе пьеса — словно изящная зарисовка в галантном стиле, где флейта, солирующая на протяжении произведения, передает тончайшие оттенки лирического настроения.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи Вильгельма Мюллера, написанный Францем Шубертом в 1823 году, является одним из самых известных в творчестве композитора. История несчастливой любви юноши к дочери хозяина мельницы выражена композитором в последовательности песен, где чередуются светлые и грустные настроения. Песня «Засохшие цветы» составляет одну из драматических кульминаций цикла, где происходит смысловой поворот от жизнерадостного мировосприятия героя к разочарованию, осознанию мысли о безответности своей любви. Одна из центральных тем стихотворения – мысли о смерти главного героя, высказывающего пожелание, «чтобы цветы, которые когда-то дала ему она – прекрасная мельничиха – положили вместе с ним в могилу». Уже в 1824 году композитор завершает Интродукцию и вариации для флейты и фортепиано на тему песни «Засохшие цветы». Произведение предназначалось для друга Шуберта, известного в Вене флейтиста Ф. Богнера. Но не только желание создать сочинение для друга руководило композитором; тембр флейты привлекал его возможностью заменить голос более отстраненным, самостоятельным звучанием с большими техническими возможностями, которому в то же время приданы «человеческие» черты. Композитор выстраивает цикл довольно необычно: он начинает не с изложения темы песни, а с интродукции, словно напоминающей предысторию событий. Затем проводится почти неизмененная тема и семь разнохарактерных ее вариаций, направленно развивающих тему в движении к кульминации цикла – Вариации № 7. Здесь печальная тема песни обретает характер энергичного марша.
Филипп Гобер – французский флейтист, композитор, профессор и главный дирижер оркестра Парижской консерватории. Он известен как автор многих разнохарактерных произведений для флейты, среди которых выделяются фантазии, программные пьесы и проч. Его творчество несет на себе отчетливое влияние Г. Форе и К. Дебюсси, композитор продолжает столь ярко представленную во французской музыке лирико-импрессионистическую традицию. Баллада для флейты и фортепиано (1927) сохраняет все основные черты романтической музыкальной баллады, утвердившейся в европейской музыке со времени Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Масштабное одночастное сочинение, в основе сюжетного повествования которого лежат народные легенды, дало композитору возможность передать в разнохарактерных эпизодах и драматичность действия, и лиричность высказывания, и картинную пейзажность.
Гобоист и дирижер, автор многих сочинений, Хайнц Холлигер считается главой современной швейцарской композиторской школы. Его произведения отличаются необычной образной наполненностью, современной техникой письма, исполнительской сложностью. Среди его учителей в Базельской академии музыки — Пьер Булез, который оказал серьезное влияние на формирование Холлигера как композитора. Оно в полной мере проявилось в одном из самых известных сочинений — пьесе «Молчание воздуха» для солирующей флейты.
Имя французского композитора Андре Жоливе стало известно публике в середине 1930-х годов, когда он, наряду с О. Мессианом и другими музыкантами, создал творческую группу «Молодая Франция», ставящую своей художественной задачей возрождение принципов романтизма. Эти взгляды затем отчетливо проступают в сочинениях Жоливе, наполненных особым отношением к человеку и его переживаниям. Композитор писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». Концерт для флейты с оркестром (он известен и в переложении для флейты и фортепиано) соединяет в себе характерные стилевые черты романтизма, сопряженные с экспрессионизмом. Одночастная композиция обнаруживает черты внутреннего цикла и состоит из нескольких контрастных разделов (Andante cantabile — Allegro scherzando — Largo — Allegro risoluto). Они создают динамичную композицию, начинающуюся с певучего Анданте и завершающегося динамичным Аллегро.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato — воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных сонат Людвига ван Бетховена. Композитор закончил ее в 1806 году, в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».
Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так ли иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppo – Presto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
Выдающийся представитель французского импрессионизма Морис Равель создал одно из самых популярных своих сочинений – Сонатину для фортепиано фа диез минор в 1905 году. Композитор избрал для своего сочинения традиционную трехчастную форму, обращаясь в качестве образца, в определенной мере, к камерным опусам Франсуа Куперена. Все части Сонатины (1. Modere. 2. Mouvement de Menuet. 3. Anime) очень просты, но изящны и изысканны. Пленительные темы, прозрачная фактура, отстраненность от проблем современности — все это рождает ощущение смещенности во времени, возможности хотя бы на краткий миг вернуть давно забытое.
Симфония № 6 — последняя в наследии П. И. Чайковского, написанная в 1893 году и прозвучавшая впервые под руководством композитора за несколько дней до смерти. Название «Патетическая» было предложено братом Модестом Ильичем. Симфония, с одной стороны, подводит итог творческим исканиям музыканта, с другой — обращена в будущее. Исследователь А. И. Климовицкий называет произведение «пророческим», отмечая, что «композитор затронул в ней такие грани человеческой психики, которые станут объектом художнического интереса только в XX столетии». Тема жизни и смерти, глубоко волновавшая композитора, воплощена здесь с поразительной силой, а парадоксальное соотношение частей объясняется новаторством драматургии сочинения. Третья часть Скерцо призвана передать и подчеркнуть красоту и мощь жизни, ее необыкновенную силу, стихию борьбы. Скерцо строится как переход от разрозненно возникающих мотивов к четко организованному маршу, колоссальному по звучанию, утверждающему грозное начало. Известный пианист композитор, пианист, педагог Самуил Евгеньевич Фейнберг сделал виртуозную фортепианную транскрипцию Скерцо, сумев сохранить в ней образный смысл и оркестровую красоту.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин