500-1000 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
К.Сен-Санс (1835-1921). Фортепианное трио №1 фа мажор op.18
К.Дебюсси (1862-1918). Фортепианное трио соль мажор L3
Э. Шоссон (1855-1899). Фортепианное трио соль минор ор.3
ИсполняетВенское Брамс трио (фортепианное трио)
лауреаты международных конкурсов
Ясминка Станчул (фортепиано)
Борис Кушнир (скрипка)
Орфео Мандоцци (виолончель)
О программе концерта
Жанр фортепианного трио принадлежит к наиболее популярным среди камерно-инструментальных произведений. Сочинения для ансамбля фортепиано, скрипки и виолончели создавали лучшие музыканты европейских стран и России, в каждом случае привнося в ансамбль самобытные черты.
Французский композитор Камиль Сен-Санс был и остается одним из самых известных музыкантов своего времени, отразившим в творчестве характерные черты национального искусства – богатство фантазии, красоту музыкальной мысли и изящество художественного выражения. Будучи разносторонним музыкантом, Сен-Санс одновременно блестяще проявил себя в литературе, философии, истории, музыкальной критике. Кроме этого композитор был избран членом Астрономического общества Франции, оставив целый ряд работ в этой области.
Широта музыкальных интересов Сен-Санса поразительна: он плодотворно работал в разных жанрах, создав 13 опер (в том числе – знаменитую «Самсон и Далила», 1877), 3 симфонии, программные симфонические поэмы, 10 инструментальных концертов, множество концертных пьес и инструментальных циклов, среди которых — знаменитые «Интродукция и Рондо-каприччиозо» и «Карнавал животных». Камерно-инструментальная музыка представлена в наследии композитора ансамблями разных составов, в том числе им написаны два Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Первое Трио (Фа мажор), жизнерадостное по характеру и простое по художественному решению, композитор закончил в 1864 году и посвятил его одному из своих друзей — Альфреду Ламаршу. Создавая сочинение Сен-Санс опирался на традиции Р. Шумана и Ф. Мендельсона, сумев найти выразительные приемы при ансамблевом соединении инструментов и сохранив для каждого из них возможность продемонстрировать виртуозные возможности солиста. Открывающее Трио бодрое Аллегро vivace построено на танцевальных темах, в медленном, несколько таинственномAndante Сен-Санс звучит крестьянский напев, услышанный композитором летом 1863 года в Оверни. Полное искрометного юмора Скерцо (Presto), звучащее, по выражению одного из критиков, словно «часовой механизм», с его стаккато, выразительными синкопами, возникает словно сценка веселой французской комедии. Финальное Allegro открывается удивительным «диалогом» скрипки и виолончели, проходящем на фоне пассажей фортепиано, в дальнейшем активно развивающихся.
Фортепианное трио Соль мажор – единственное сочинение Клода Дебюсси в этом жанре, оно было написано композитором в молодые годы, когда ему едва исполнилось 18 лет. Все новаторские поиски, открытия в сфере музыкального импрессионизма К. Дебюсси еще только предстояли, пока же композитор оставался в рамках романтических звучаний, продолжая традиции Р. Шумана и Ц. Франка, лишь намечая дальнейшие пути формирования новых жанров и средств выразительности. Композитор в эти годы тесно связан с Парижской консерваторией, где он обучался, начиная с 1872 года; не случайно созданное сочинение Дебюсси посвятил своему учителю Эмилю Дюрану – музыканту-теоретику и композитору. О создании этого Трио летом 1880 года Н. Ф. фон Мекк, в доме которой К. Дебюсси некоторое время служил учителем музыки, писала П. И. Чайковскому. Фортепианное трио представляет собой четырехчастный цикл, где первая часть Andante con molto allegro, обычно драматическая, в этом сочинении предстает по юношески энергичной, подчас легкомысленной. Вторая часть рассматривалась автором как легкое, мягко и осторожно звучащее Скерцо (Moderato con allegro). Третья часть — Интермеццо (Andante espressivo) воспринимается как своеобразное лирическое отступление, в нем особенно слышны импрессионистические черты. Яркий финал (Appassionato) переводит звучание в иную сферу – страстную и динамичную, но все же остающуюся по-французски изящной и изысканной.
Эрнест Шоссон, известный французский композитор второй половины 19 века, ученик Ж. Масснэ и С. Франка, является одним из самых ярких выразителей в европейской музыке нежных, лирических чувств. Уже ранние сочинения раскрывают широкий спектр человеческого переживания — от пылкого, страстного признания до трагического отчаяния. Они проявились в сочинениях разных жанров, например, в операх («Елена», «Король Артюс»), в сочинениях для голоса с оркестром («Поэма любви и моря», «Вечная песнь») и особенно в его знаменитой Поэме для скрипки с оркестром. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 3 было написано молодым Э. Шоссоном в 1881 году. Композитор, создавая сочинение, во многом переосмыслил традиционную последовательность частей: характер первой части(Pas trop lent – Не слишком медленно) во многом определяется ее первой, задумчивой темой, которой тембр виолончели придает сумрачный оттенок, а далее она, исполняемая скрипкой, воспринимается как отзвук. Большую роль выполняет фортепиано: его партия определяет общий характер и направляет развитие в драматическое русло, завершающееся трагическим исходом. Вторая часть (Vite – Быстро, живо) близка по характеру скерцозным пьесам И. Брамса: здесь последовательно представлены то шуточные, то меланхолические эпизоды. Третья часть воспринимается как лирический центр Трио, она звучит как спокойная, несколько отстраненная пьеса (Assez lent – Довольно медленно), где подчас возникают вальсообразные элементы. Быстрая четвертая часть (Anime – Оживленно) опирается на тему с характерными народно-танцевальными интонациями. Она чередуется с разными по настроению эпизодами, привносящими в пьесу все новые оттенки. На протяжении всего произведения композитор достигает удивительной слитности звучания трех инструментов, поочередно выводя на первый план каждый из них и заставляя в кульминационные моменты восприниматься как единый инструмент.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин