07
июня
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Внимание! Концерт перенесён из Дома журналиста. Билеты действительны!

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ш.-М. Видор (1844-1937). Интродукция и рондо для кларнета и фортепиано
Д.Мийо (1892-1974). Концертный дуэт для кларнета и фортепиано ор.351
Ф. Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета и фортепиано FP184
Д. Ловрелио (1841-1907). Фантазия на темы из оперы Дж.Верди "Травиата"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната для фортепиано № 30 Ми мажор, ор.109
Р.Шуман (1810-1856). Утренние песни, op. 133
Ф.Лист (1811-1886). Венгерская рапсодия №12 до-диез минор, S.244

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-В. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Концертный жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, в которой перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.

Дариус Мийо — французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, один из участников знаменитого содружества «Шестерка». Композитор оставил значительное по масштабам творческое наследие, включающее произведения почти всех жанров, решенных в современном ключе и неизменно привлекавших публику. Один из современников говорил о Мийо: «Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была “эпатировать буржуа”».Особенно смелыми были решения композитора в инструментальной музыке. Кларнет в качестве солирующего довольно часто вводился им в состав камерно-инструментальных и симфонических сочинений. Концертный дуэт для кларнета и фортепиано был закончен Мийо в1956 году Выразительный разнохарактерный диалог двух участников дуэта, богатый жанровый спектр и многообразные художественно-технические приемы рождают ощущение остроумной инструментальной игры.

Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente.II. Romanza.III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстром финале. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.

Донато Ловрелио был в свое время известен в Италии как яркий исполнитель-флейтист и автор сочинений для флейты и других деревянных духовых инструментов. Чаще всего композитор обращался к жанру фантазии, создавая виртуозные концертные пьесы на темы из известных итальянских опер, главным образом, Дж. Верди (в частности, «Симон Бокканегра», «Дон Карлос»). Опора на хорошо известные, любимые слушателями темы, аранжированные для технически многогранного инструмента, в частности, кларнета расширяли возможность соприкосновения с искусством великого оперного классика, в то же время они формировали репертуар виртуозов-инструменталистов, позволяя им по-новому осмыслить знакомые мелодии. В основе сочинений Ловрелио всегда лежат самые популярные темы оперы, и в «Фантазия на темы из оперы Дж. Верди "Травиата"» он использует мелодии арии Виолетты, застольной песни и другие известные мотивы.

Фортепианная соната № 30 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в полной мере отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo Adagio espressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll, mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития. Завершает цикл и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.

В наследии немецкого композитора Роберта Шумана фортепианные сочинения занимают особое место: для этого инструмента композитором написаны смелые, романтически возвышенные, дерзкие или, напротив, бесконечно возвышенные, лирические пьесы. Композитор очень часто представляет фортепианные пьесы в виде программных циклов, где каждая пьеса подчинена общей идее. К ним относится цикл Утренние песни для фортепиано, написанные композитором осенью 1853 года и ставшие одним из последних сочинений Шумана. Цикл из пяти пьес рассматривается композитором шире, чем инструментальный — это «песни», лирические миниатюры, каждая из которых раскрывает особое настроение, хотя пьесы и не сопровождаются названиями. Посвящение Шумана необычайно выразительно: «Возвышенной поэтессе Беттине», за ним стоит известная немецкая поэтесса Беттина Арним (урожденная Брентано, 1785-1859), дочь Максимилианы Брентано, дружившей с Гете и Бетховеном.

Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного на фольклорные темы в свободной форме и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных темах: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885.

Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Этот принцип блестяще проявляется в Рапсодии № 12 cis-moll, созданной в 1847 году. Она открывается медленным вступлением, торжественная тема которого будет многократно встречаться далее. Важную роль играет цыганская тема, переводящая звучание в сферу активного действия, то нарастающего в своей стремительности и виртуозном блеске, то сменяющегося мягкими, лирическими эпизодами. Лишь в конце возвращается начальное Адажио, словно обрамляющее сочинение. Свою Рапсодию Лист посвятил известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин