07
июня
Пятница
19:00
2019
Стоимость билетов:
300 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Участники конкурса им. П.И.Чайковского
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Пиатти (1822–1901). Каприс №8 для виолончели соло op.25
И.С.Бах (1685-1750). Прелюдия и Cарабанда из Cюиты №6 для виолончели соло ре мажор BWV1012
Л. ван Бетховен (1770–1827). Соната №3 для виолончели и фортепиано ля мажор op.69
П.И. Чайковский (1840–1893). Pezzo capriccioso для виолончели и фортепиано си минор оp.62
Ж.Б. Триклир (1750–1813) - Ф.Амосов  Соната №4 для виолончели и фортепиано
Ф.Шопен (1810-1849) - М. Жендрон, Ж. Франсе.
Интродукция и блестящий полонез 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.С. Бах (1685–1750). Чакона из Партиты №2 для скрипки соло ре минор BWV1004
Н. Паганини (1782-1840). Каприсы для скрипки соло op.1
№17 ми-бемоль мажор  - №24 ля минор
П.И. Чайковский (1840–1893).
Меланхолическая серенада для скрипки и фортепиано си-бемоль минор оp.26
П.И. Чайковский (1840–1893). Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано ор.34
И.Фролов (1937-2013). Соната-фантазия для скрипки соло «Памяти Д. Ойстраха»

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Альфредо Пиатти – известный итальянский композитор и виолончелист, выпускник Миланской консерватории. Большое значение имела произошедшая в конце 1830-х годов встреча молодого музыканта с Ф. Листом, который оценил его исполнительское мастерство, назвав «Паганини виолончели» и подарив инструмент. Среди созданных А. Пиатти произведений наибольшую известность получили 12 каприсов для виолончели соло ор. 25, написанные в 1865 году по аналогии с творениями Н. Паганини и посвященные известному немецкому виолончелисту Бернгарду Кроссману (1822–1902). Каприс № 8 (Moderato ma energico), отмеченный особой виртуозностью, входит в репертуар крупнейших виолончелистов мира.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. Отличающую жанр сюиты последовательность танцев композитор превращает в сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Прелюдия и Cарабанда из Cюиты № 6 ре мажор (1824), которую М. Ростропович назвал «симфонией для виолончели соло», представляют собой яркие барочные миниатюры, отличающиеся изысканностью и технической сложностью.
В значительном по масштабу инструментальном наследии Людвига ван Бетховена немногочисленные произведения для виолончели очень важны. Композитором создано пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано, и каждое из них являет собой классический образец камерно–инструментального стиля. Бетховен, по сути, стал создателем жанра виолончельной сонаты, продолжив идущее от зрелых скрипичных сонат Моцарта равноправие партий струнного инструмента и фортепиано. Третья виолончельная соната была создана Бетховеном в 1808 году и посвящена им другу, талантливому виолончелисту барону Игнацу фон Глейхенштейну с необычной ремаркой — «Inter Lacrimas et Lucrum» («Среди слез и печалей»), вероятно, как намек на страдания Австрии в период наполеоновских войн. Но сама музыка Сонаты носит светлый, жизнеутверждающий характер. Первая часть (Allegro ma non tanto) начинается с вопросительной темы, проводимой солирующей виолончелью и звучащей на протяжении всей части. Вторая часть (Scherzo. Allegro molto) представляет необычное, скерцозное решение средней части, как правило, выступающей в сонатах в качестве лирического центра сочинения. Завершающую драматическую функцию берет на себя финал, состоящий из двух контрастных разделов. Первый раздел (Adagio cantabile), построенный на выразительной певучей теме, концентрирует в себе характерные приемы сдержанного бетховенского высказывания. Второй же раздел (Allegro vivace) решен как стремительный, динамичный эпизод, как бы вбирающий в себя образы предшествующих частей.
Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Пеццо-каприччиозо («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
Жан Балтазар Триклир – известный французский виолончелист, долгие годы служивший придворным музыкантом в Дрездене. Он был известен как создатель нескольких виолончельных концертов и сонат, а также как автор теоретических трактатов, в том числе Le microcosme musical . Шесть сонат для виолончели и бассо континуо были написаны композитором в 1780-е годы. Соната № 4 ре мажор приобрела особую известность, она передает характерные особенности инструментального цикла своего времени. Умеренная первая часть (Moderato) сменяется выразительной медленной частью (Andante con espressione); энергичный финал, написанный в форме рондо (Allegretto), опирается на характерные фольклорные элементы. Переложение Сонаты для виолончели и фортепиано было выполнено Ф. Амосовым.
Интродукция и блестящий полонез оp.3 Фредерика Шопена относятся к числу немногих сочинений, созданных композитором для виолончели и фортепиано. Полонез был написан еще в период жизни Ф. Шопена в Польше в октябре 1829 года во время визита музыканта в имение графа А. Радзивилла; чуть позднее, в апреле 1830 года ему была предпослана Интродукция. Сочинение было посвящено известному австрийскому виолончелисту Иосифу Мерку (1795–1852), о котором с восхищением писал в одном из своих писем Ф. Шопен. Двухчастная композиция сочинения основана на контрасте краткой, построенной в форме инструментального диалога вступительной Интродукции, свободной по форме, динамически яркой, и блистательного торжественного танца, символизирующего образ Родины. В 1951 году композитор и пианист Жан Франсе и виолончелист Морис Жендрон выполнили редакцию сочинения.
Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела Чакона из его партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...
 
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и гитарист, композитор, с юных лет начал свою карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» – от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти. Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» – своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свои технические возможности. Эти принципы и продолжил Паганини уже в первом своем Каприсе – блистательной виртуозной пьесе, совершившей переворот в области скрипичной выразительности и открывшей новое направление в исполнительском искусстве XIX века. В сегодняшнем концерте прозвучат торжественный по характеру Каприс № 17, а также одна из самых известных пьес — Каприс № 24. Это сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающихся финалом. Каприс считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующих от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.
Среди сравнительно немногих творений П. И. Чайковского для скрипки выделяются Меланхолическая серенада op. 26. Она была создана композитором в 1875 году и посвящена выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории Л. Ауэру. Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам.
Блестящая концертная пьеса П.И. Чайковского «Вальс-скерцо» (ор. 34)  была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Он известен как автор сочинений для скрипки, в том числе – Концертной фантазии на темы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс», Скерцо–аффанато, Дивертисмента и др. Особую известность получила написанная в 2004 году свободная по форме, виртуозная Соната-фантазия «Памяти Д. Ф. Ойстраха» для скрипки соло, связанная с именем учителя. Она была выдвинута для обязательного исполнения на II туре конкурса скрипачей XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин