07
декабря
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

К.Вебер (1786-1826). "Приглашение к танцу" op.65 

К.Вебер (1786-1826). Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор ор.74

Солист – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Никита Стрелков (кларнет)
II отделение

Ф.Давид (1810-1873). Концертино для тромбона с оркестром ми-бемоль мажор ор.4

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Крылов (тромбон)

К.Сен-Санс (1835-1921). Концерт №2 для фортепиано с оркестром  соль минор ор.22 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Римма Качалова (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Волшебный стрелок», приобрел популярность, благодаря фортепианному произведению «Приглашение к танцу», написанному им в 1819 году. Блестящая программная романтическая пьеса — словно эпизод бала, основу которого составляет поэтический образ вальса. Вебер рассказал одному из своих друзей сюжет музыкальной пьесы: лаконичное медленное вступление изображает встречу на балу юноши и девушки, следующая далее череда эпизодов передает их диалог, в конце же — расставание, на смену бурному вальсу приходит тишина. Идея вальса как изображение бала была подхвачена многими композиторами, в том числе русскими — М. И. Глинкой (Вальс–фантазия) и П. И. Чайковским (Симфония № 5). Пьеса прозвучит в переложении для оркестра Г. Берлиоза.
Карл Мария фон Вебер был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке».
Оба Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором непосредственно, один за другим, и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста того времени К. Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Сохраняя традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro - Romanze. Andante con moto - Alla Polacca), композитор одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления виртуозная, ритмически сложная главная тема у солирующего кларнета вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
Французский композитор Камиль Сен-Санс известен как автор произведений во многих жанрах – оперных, симфонических, инструментальных, отличавшихся исключительной зримостью образов, красотой мелодики, яркостью оркестровых красок, виртуозностью звучания. Весьма популярный во Франции, он получил известность во многих странах Западной Европы, в том числе и в России. Сен-Санс высоко ценил русскую музыку, именно он в свое время познакомил французских музыкантов с «Борисом Годуновым» М.П. Мусоргского. Сен-Санс был дружен с известным русским пианистом А. Г. Рубинштейном, по предложению которого в удивительно короткие сроки — за 17 дней — создал одно из самых известных своих сочинений Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (I. Andante sostenuto, II. Allegro scherzando, III. Presto). С его исполнением композитор выступил в России в 1875 году. В одном из писем П.И. Чайковский писал о концерте Сен-Санса: «Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, теплая сердечность, ум дают себя чувствовать <...> на каждом шагу».
Немецкий композитор и скрипач XIX века Фердинанд Давид был профессором Лейпцигской консерватории и концертирующим солистом, гастролировавшим во многих странах Европы, в том числе в России. Среди сочинений Ф. Давида выделяются комическая опера «Ганс Вахт», симфонии и скрипичные концерты, камерные ансамбли. Особое признание получило Концертино для тромбона с оркестром — одно из первых сочинений для данного инструмента, которое было завершено в 1837 году и посвящено другу Карлу Квайссеру, вдохновившему композитора на создание сочинения. На премьерном исполнении оркестром дирижировал Ф. Мендельсон. Концертино состоит из трех частей (I. Allegro maestoso II. Marcia funebre.Andante III. Allegro maestoso), где крайние быстрые части обрамляют медленный Траурный марш. Общее звучание Концертино ориентировано на характер и художественно-технические возможности сольного инструмента: мужественность, строгость и торжественность, контрасты праздничного ликования и глубокой печали — все эти черты свойственны тембру тромбона и убедительно передаются его звучанием. В определенном плане инструментальные находки Ф. Давида предвосхитили открытия выдающегося композитора Г. Берлиоза, в «Траурно–триумфальной симфонии» (1840) которого основная тема второй части «Надгробная речь» будет поручена солирующему тромбону.

Проф. З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин