08
февраля
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"Виртуозы тембра"

И.С. Бах (1685-1750) - Ф. Раббат.
Прелюдия и  Менуэты I, II из Сюиты №1 для виолончели соло соль мажор BWV 1007 

Дж. Боттезини (1821-1889). 
Фантазия на темы из оперы В.Беллини «Сомнамбула» для контрабаса и фортепиано

С. Рахманинов (1873-1943) - Р. Азархин. 
Вокализ ор. 34 

Дж. Боттезини (1821-1889). 
Концертное аллегро в стиле Мендельсона для контрабаса и фортепиано

Ф. Лист (1811-1886) - М. Гайдош. Венгерская рапсодия №2 до-диез минор S.244  

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

К.М. фон Вебер (1786-1826). Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор ор.48

Ф.Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета и фортепиано FP184

П.Сарасате (1844-1908) - Н. Бальдеру. Фантазия на темы из оперы Ж.Бизе "Кармен"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH
 

О программе концерта

Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них — творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Егочасто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини создал ряд сочинений разных жанров (в том числе оперы, концерты), отдавая несомненное преимущество «своему» инструменту. Для контрабаса им написано множество сочинений — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. Фантазия на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для контрабаса и фортепиано относится к числу самых известных. Композитор использует наиболее известные мелодии популярной современной оперы, раскрывая их богатые образно-смысловые возможности и чередуя динамичные и распевные эпизоды. Фантазия написана в развернутой одночастной форме, где центральное место занимает цикл, включающий изложение темы «Ah! Non giunge uman pensiero» («Как хотелось бы поделиться») и двух вариаций, основанных на блистательной финальной арии с хором главной героини.
«Концертное аллегро в стиле Мендельсона» для контрабаса и фортепиано — еще одна знаменитая пьеса Дж. Боттезини, где он обращается к творчества своегосовременника. Итальянский музыкант не цитирует на этот раз темы другого композитора, он, скорее, стремится воссоздать его романтический стиль, привлекавший слушателей яркими образами, красивыми лирическими темами, изящной виртуозностью. Соотношение контрабаса и фортепиано выходит далеко за рамки традиционной пьесы для солиста с аккомпанементом; здесь возникает яркий концертный дуэт, где партнеры словно разыгрывают драматургически сложную театральную пьесу.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И. С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма велика. Никто из композиторов ни до, ни после Баха не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам выдающегося отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Сюита № 1 является одной из самых известных, и переложение для контрабаса трех ее частей — Прелюдии и двух Менуэтов придают новые звуковые оттенки хорошо известным пьесам.
«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14 песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее певице А. В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. «Вокализ» существует во множестве переложений, и в каждом случае он приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие его глубокий лирический подтекст. Переложение «Вокализа» для контрабаса осуществлено известным российским виртуозом второй половины ХХ века Родионом Азархиным.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о темах народных песен: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885. Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Рапсодия № 2 относится к числу самых известных сочинений композитора. Уже в кратком, торжественном вступлении подготавливается основной образный ряд произведения. Его первый раздел с медленной темой («лашан») переходит во вторую, танцевальную тему («фришка»), сопровождаемую легкими форшлагами, имитирующими игру на народных инструментах. На этих темах Лист разворачивает яркую картину народного праздника, где господствуют юмор, темпераментные сценки, драматические эпизоды. Постоянное ускорение создает ощущение вихря, передающего стихию праздника. Уже после смерти Листа были сделаны многочисленные переложения Рапсодии, в том числе для контрабаса, выполненное известным современным чешским контрабасистом Милославом Гайдошем.
Карл–Мария фон Вебер — один из основоположников немецкого музыкального романтизма, автор известнейших произведений разных жанров, развивавших традиции национального немецкого искусства. Особую известность обрели инструментальные сочинения Вебера, большая часть которых принадлежит к романтическому виртуозному стилю. Создавая произведения для духовых инструментов, композитор стремился найти для каждого из них новые звуковые краски, тембрально обогатить регистры, расширить технические возможности. Неизменными однако всегда оставались подчеркнутая национальная основа и совершенство выразительной мелодики, в которых отчетливо слышны фольклорные черты. Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано был написан композитором в 1816 году. Яркое, блестящее, виртуозное сочинение, оно появилось в результате активных выступлений композитора совместно с известным кларнетистом Генрихом Берманом. Являясь образцом романтического концертного стиля, Большой концертный дуэт Вебера насыщен виртуозными пассажами, эффектными звуковыми эпизодами, где два инструмента ведут диалог, словно состязаясь в демонстрации своих образно–технических возможностей. Сочинение решено в свободной «фантазийной» форме, не скованной никакими условностями и традициями, но в которой представлен широкий спектр характеров и настроений, передаваемых в подлинно романтическом стиле.
Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстром финале. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
Знаменитый французский кларнетист Николя Бальдеру, создавая обработки известных сочинений для кларнета, не случайно обратился к наследию выдающегося испанского скрипача и композитора Пабло Сарасате, считавшегося одним из самых блестящих виртуозов своего времени. Концертная фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана Сарасате в 1883 году, куда были включены следующие номера оперы:
1. Introduction. Allegro moderato (Aragonaise), построенное на материале антракта к 4-му действию.
2. Moderato (Habanera) — Хабанера героини (1 действие).
3. Interlude. Lento assai.
4. Allegro moderato (Seguidilla) — Сегидилья героини (1 действие).
5. Moderato-Animato (Gypsy Dance) — Цыганская пляска (2 действие).
Н. Бальдеру сохраняет артистичность и виртуозную направленность сочинения Сарасате и одновременно привносит в него новые смысловые оттенки, продиктованные тембровыми возможностями кларнета.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Александр Васильев