08
декабря
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

Д. Шостакович (1906-1975).
Концерт №1 для скрипки с оркестром ля минор ор.77

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)
II отделение

Л.ван Бетховен (1770–1827).
Концерт №5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор op.73 

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Юдин (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

ВНИМАНИЕ! 

ВХОД НА КОНЦЕРТ ПО QR-коду о вакцинации

ШАХМАТНАЯ РАССАДКА

НОШЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ МАСКИ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО

IN ENGLISH

О программе концерта

Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор был создан Дмитрием Шостаковичем в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Их дружба, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов.
Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного трехчастного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato), II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического. Необычна последовательность частей: песенная, во многом скорбная первая часть сменяется драматической второй, каденцию солиста композитор помещает между третьей и четвертой частями, и она разрастается до значительных масштабов. Все это позволяет рассматривать  сочинение как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни и усилив авторское начало, введя в текст Концерта в завуалированном виде свои музыкальные инициалы D-S-C-H (D. Sch.), пока еще тему не формирующие. В 1955 году композитор сделал вторую редакцию Концерта, изменив инструментовку финала; она и будет исполнена в сегодняшнем концерте.
 
Пятый концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор (op.73) был закончен Л. ван Бетховеном в 1809 году и посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, высокому покровителю и ученику композитора. Современники назвали произведение «Большой концерт» (иногда концерт называли также «Император»), во-первых, из-за масштабов (его первая часть протяженнее даже грандиозных первых частей Пятой и Девятой симфоний), во-вторых, из-за образного содержания сочинения. Концерт оказывается близок колоссальной симфонии по сверхъестественной силе, героической энергии, по виртуозности партии солиста. Время работы над Концертом совпало с тяжелым периодом войны с Наполеоном. Бетховен писал своему издателю: «Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...». Военные события в Европе находят отражение в развернутой первой части (Allegro), наполненной, с одной стороны, драматизмом и победной мощью главной партии и неизбывной лирикой побочной партии, которая в процессе развития тоже приобретет героический оттенок. Вторая, медленная часть (Adagio un poco moto) с ее прекрасной лирической темой, раскрывающей хрупкий романтический образ, погружает слушателя в контрастный мир вечной красоты и женственности. Финал (Allegro) переводит звучание в сферу народного празднества, но не скромного сельского, а исполинского, в который вовлечены огромные народные массы.
 
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин