400-500 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
А.Скрябин (1872-1915). Этюд №1 до диез минор ор.2
Две поэмы ор.32
Две пьесы ор.57
Прелюдия и ноктюрн для левой руки ор.9
Э.Григ (1843-1907). Соната для фортепиано ми минор ор.7
И.Брамс (1833-1897). Соната №3 для фортепиано фа минор ор.5
Солист Народный артист России, профессорМихаил Воскресенский (фортепиано)
О программе концерта
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в жанрах симфонической и фортепианной музыки. В фортепианном наследии выделяются разнообразные миниатюры, которые композитор писал на протяжении жизни. Создание пьес было обусловлено разными обстоятельствами, например, Прелюдия и Ноктюрн для левой руки (op. 9) были написаны автором в 1892 году во время болезни у него правой руки, что не помешало ему сформировать в миниатюрах полноценную фортепианную фактуру. В своих этюдах для фортепиано А. Н. Скрябин продолжил традиции Ф. Шопена, создав целый ряд художественно ярких концертных пьес, где, однако, всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2 (1887 год), положившего начало целой серии сочинений. Нежная, изысканная лирическая пьеса, Этюд до диез минор остается одним из самых исполняемых сочинений композитора. Поэма как жанр регулярно встречается у Скрябина, обозначая как небольшие, так и масштабные пьесы, но всегда раскрывая центральный для композитора образ полета творческой фантазии, многогранности звукового космоса самого автора, а также исполнителя и слушателя. Иногда поэмы объединяются композитором в небольшие циклы, отличающиеся, как в Поэмах ор. 32 (1903 год), многогранностью передаваемых ощущений: первая (Fis dur) представлена в спокойных тонах, вторая же (D dur), напротив, соткана из энергичных «полетных» устремлений. Иногда Скрябин конкретизирует образный строй фортепианных миниатюр, вводя программные названия, как в двух пьесах опуса 57, созданных в 1908 году. Первая пьеса «Желание» и вторая «Танец ласки» становятся средоточием нежных, полувоздушных образов, представленных в разных ракурсах.
Фортепианная соната ми минор, написанная выдающимся норвежским композитором Эдвардом Григом в 1865 году, осталась единственным сочинением данного жанра в наследии музыканта. Певец родной Норвегии, Григ в каждом сочинении обращался к образам, сюжетам, историческим и музыкальным истокам своей страны, широко претворяя ее песенный и танцевальный фольклор. Обратившись в молодые годы, в период формирования как художника, к фортепианной сонате, композитор во многом опирался на принципы Р. Шумана, который был близок ему дерзкой устремленностью, подчеркнутым драматизмом, романтической порывистостью. Свой опус Григ посвящает датскому композитору Нильсу Гаде. В Сонате композитор использует известный со времен И. С. Баха и активно применявшийся Шуманом прием «музыкальных букв»: в основе темы первой части Сонаты лежит мотив, составленный из букв имени и фамилии Грига: «E-H-G» (ми-си-соль).
Четырехчастный сонатный цикл построен на контрастном чередовании разделов: энергичная первая часть (Allegro moderato), где раскрываются образы драматических легенд, сменяются лирически-песенной второй (Andante molto). Неожиданна третья часть, которую композитор, словно возвращаясь в прошлое сонатного цикла, решает в жанре менуэта (Alla Menuetto, ma poco più lento). Общим завершением становится финал, традиционно представленный в виде энергичного аллегро.
Фортепианная соната № 3 относится к ранним сочинениям И. Брамса: композитор завершил работу над ней в 1853 году. Поиски оптимального решения сонатного цикла привели автора к созданию крупной пятичастной композиции (I. Allegro maestoso. II. Andante: Andante espressivo. III. Scherzo: Allegro energico. IV. Intermezzo: Andante molto. V. Finale: Allegro moderato ma rubato), где романтическая пылкость сочетаются с классической архитектоникой. Брамс строит свое сочинение на контрасте двух образных пластов — радости и созидания с одной стороны и драматической противоречивости с другой, они обнажаются в Сонате с самого начала. В Allegro maestoso ведущая роль принадлежит начальной шеститактовой теме, которая несет в себе главенствующую идею сочинения и становится источником практически всех тем Сонаты. Основная тема опирается на принцип пассакальи, она начинается с высшей точки и сразу охватывает значительное звуковое пространство, утверждая свою кульминационную роль. Композитор далее постоянно возвращается к ней, подчеркивая ее приоритет в течение первой и последующих частей. Вторая часть — выразительное Andante espressivo — переводит действие в лирический аспект, воспринимаясь как поэтичный ноктюрн. Композитор предпосылает ей эпиграф:
Наступает вечер, встает луна,
Две души соединились в любви,
Пребывают в блаженстве…
Энергичная третья часть Скерцо — ритмически заостренная, обнаруживающая «флорестановские» черты — сменяется четвертой частью Интермеццо, где основная мелодия второй части Andante звучит вновь, но при этом приобретает траурный оттенок, словно подчеркивая романтическую неразделимость темы любви и смерти (не случайно композитор вводит ремарку «Ruckblick», свидетельствующую о своеобразном возвращении к уже отзвучавшему). Эта часть непосредственно переходит в Финал, который, по замыслу Брамса, должен был утвердить оптимистическую идею; именно она преобладает на протяжении всей части.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин