09
октября
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
300-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
фортепианный вечер

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Шопен (1810-1849).
Полонез ля мажор op.40№1 
 Прелюдия до-диез минор op.45  
 Колыбельная op.57  
Фантазия-экспромт op.posth.66   
Скерцо №2 си-бемоль минор op.31  

Ф. Шопен (1810-1849).
Ноктюрн фа мажор op.15№1
Ноктюрн ми-бемоль мажор op.9№2  
Ноктюрн до-диез минор op.posth  
 
Вальс ля-бемоль мажор op.34№1
Вальс до-диез минор op.64 №2    
Вальс ре-бемоль мажор op.64 №1   
Вальс ля минор op.34 №2   
Вальс ми минор op.posth   
 
Полонез ля-бемоль мажор op.53 
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Филипп Копачевский (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

 
Фортепианное наследие Фредерика Шопена по праву считается одной из вершин мирового музыкального искусства. Грандиозное по масштабам, по количеству представленных жанров, по силе художественного воплощения, оно не знает себе равных в искусстве прошлого и настоящего. Выдающийся сын Польши, ее певец и ее божество, Шопен сделал музыку своей страны величайшим достижением европейского искусства. Сочинения Шопена, представленные в сегодняшней программе, раскрывают разные грани великого дарования композитора, его новаторство и способность переосмысливать традиционное.
В сочинениях композитора всегда ведущей оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Две пьесы, включенные в программу концерта, открывают полонез в первом его значении. Полонез Ля мажор op.40 №1, созданный в 1838 году, получил наибольшую известность в наследии композитора. Мощное, динамичное, почти оркестровое звучание пьесы рождает ощущение ослепительно-пышного торжественного шествия. Ф. Шопен посвятил его польскому пианисту и композитору Юлиану Фонтане. Полонез Ля-бемоль мажор op. 53, написанный в 1842 году и посвященный другу Августу Лео — одно из монументальных творений композитора, прославляющий героические образы народа. Мужественные крайние части пьесы обрамляют средний раздел (технически один из самых трудных для исполнения), в котором стремительно проносятся разнохарактерные образы.
Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») стало использоваться в музыке позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия стала играть в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение Ф. Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности. Позже Шопен вернется к жанру прелюдии, создав отдельную пьесу в тональности до диез минор (op. 45). В ней появятся новые черты, лирическая миниатюра приблизится к концертной пьесе, прелюдия даже обретет раздел, обозначенный как «каденция». Но в ней сохранится основной признак прелюдии: возможность в лаконичной форме передать огромное человеческое чувство.
Колыбельная ор. 57 — единственная пьеса данного жанра в творчестве Ф. Шопена. Композитор создает ее в 1843-1844 годах в виде орнаментальных вариаций (первоначально пьеса называлась «Вариации») на остинатную тему. Собственно в теме нет отчетливого лирического или жанрового оттенка, она предстает как нечто эфемерное, ускользающее, и это настроение сохраняется на протяжении всего сочинения. Ф. Шопен посвящает пьесу своей ученице Элизе Гавард.
В творчестве Ф. Шопена жанр ноктюрна, то есть «ночной песни», представлен самыми лиричными его пьесами. Все ноктюрны (композитором в течение жизни создано около 20 сочинений) отличаются поэтичностью, возвышенностью, романтичностью в выражении чувств. Такие настроения определяют художественное содержание каждого из произведений, но Шопену удается по-разному его передать в каждой из пьес. Ноктюрн фа мажор op.15 №1 сопровождается авторской ремаркой Andante cantabile, предполагающей нежное звучание выразительной мелодии с мягким аккомпанементом, лишь ненадолго сменяющееся в среднем разделе динамичным минорным Allegro. Весь опус №15 композитор посвятил немецкому дирижеру и пианисту Фердинанду Хиллеру. Три ноктюрна опуса 9 были написаны Ф. Шопеном в 1829–1830 годах и посвящены французской пианистке мадам Камиль Плейель, они несут на себе оттенок юношеского порыва и трепетной мягкости. Особой выразительностью отличается Ноктюрн №2 Ми-бемоль мажор; своеобразная «фортепианная серенада», она обращает  внимание своей вокальной мелодией с особыми, призывными интонациями и «гитарным» аккомпанементом. Ноктюрн до-диез минор был создан Ф. Шопеном в 1830 году, но из-за того, что он был издан только  после кончины композитора, его часто сопровождает указание «op. posth.» («посмертный опус»). Трепетная, проникнутая необычайной нежностью тема, раскрывает особый мир человеческого переживания.
В наследии Ф. Шопена особое место занимают вальсы, хотя количество их сравнительно невелико – всего 18 пьес, но каждый из них является образцом выразительной романтической миниатюры. Часть сочинений представляет собой яркие, виртуозные концертные пьесы, часть же – камерные пьесы лирического характера. Вальс ля-бемоль мажор op.34 №1 относится к первому типу, не случайно композитор обозначает опус ремаркой «Большой блестящий». Второй же вальс этого опуса – ля минор, напротив, определялся автором как «меланхолический». Опус композитор посвятил одной из представительниц знатного австрийского рода Тун-Гогенштейн. Два вальса ор.64 также контрастны: Вальс №2 до-диез минор, наполненный особым изяществом и высоким поэтическим чувством, получил наибольшую известность у слушателей и исполнителей. Он посвящен баронессе Ш. РотшильдВальс №1 Ре-бемоль мажор с его активной динамикой  относится к виртуозному концертному типу. Композитор посвятил его графине Д. Потоцкой. Вальс ми минор (op. posth) – образец нежной лирики, задумчивого высказывания, во многом он носит автобиографический характер.
Одно из самых поразительных фортепианных сочинений в истории мировой музыкальной культуры — Фантазия-экспромт до-диез минор (ор. 66) было написано Ф. Шопеном в 1834 году, но автор не предполагал ее публиковать. Произведение — одночастная концертная пьеса — было издано только в 1855 году, уже после смерти композитора. Романтическое начало, отличающее все сочинения Шопена, здесь приобретает особый характер, раскрывая в едином устремлении взволнованность и преодоление, обостренную страстность и бесконечную негу.
Жанр скерцо вошел в музыку в эпоху классицизма, будучи призванным передавать настроения шутки, игры. У Ф. Шопена в его четырех скерцо, ставших самостоятельными пьесами, жанр коренным образом переосмысливается, наполняется новым содержанием. Его скерцо серьезны, драматичны, а само понятие «игры» здесь трактуется как возможность создавать свободную композицию, построенную на сопряжении разнохарактерных эпизодов. Скерцо № 2, написанное Ф. Шопеном в 1837 году, представляет собой безусловный образец такого творческого решения. Здесь конфликтность, заложенная в основной теме (таинственное, угрожающее начало и торжественное, с элементами полонеза, продолжение), находит подтверждение в контрастной, поэтичной кантилене побочной партии с бравурным звучанием заключительной темы. Красота мелодики, богатство фортепианных приемов, блестящая виртуозность делают сочинение одним из самых ярких и вдохновенных в наследии композитора.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Филипп Копачевский