09
декабря
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
250-300 руб
Купить билет
Аудитория: 16+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В.А. Моцарт (1756-1791). Концерт для гобоя с оркестром до мажор KV314

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Тананыкина (гобой)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Э. Тамберг (1930-2010). Концерт №1 для трубы и оркестра op.42

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лукашевский (труба)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С. Прокофьев (1891–1953)
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до мажор op.26

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Илья Папоян (фортепиано)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

4-29 ДЕКАБРЯ ВХОД НА КОНЦЕРТЫ  СТРОГО 16+.
НЕОБХОДИМО  УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:
паспорт/ вод. права/ студ.билет

ВХОД ТОЛЬКО В ЗАЩИТНЫХ МАСКАХ

ШАХМАТНАЯ РАССАДКА

КОНЦЕРТ ПРОЙДЁТ БЕЗ АНТРАКТА

IN ENGLISH

О программе концерта

Жанр инструментального концерта был необычайно популярным в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В.А. Моцарт, создавший в данном жанре около полусотни замечательных сочинений, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему». К данным сочинениям относится и единственный у композитора Концерт для гобоя с оркестром до мажор, написанный в 1777 году. Именно Моцарту довелось установить классические черты жанра инструментального концерта, определив его трехчастный тип, который он с успехом претворил в Концерте для гобоя. Первая часть (Allegro aperto) — сонатное аллегро, где сначала звучит оркестр, а затем солирующий инструмент, и они словно состязаются друг с другом. Всегда у Моцарта в первой части присутствует виртуозная каденция солиста, демонстрирующая богатые выразительные возможности инструмента. Вторая часть (Adagio non troppo) раскрывает лирические чувства героя произведения, она словно продолжает традиции прекрасной итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) — скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью.
 
Эстонского композитора и педагога Эйно Тамберга называют одним из ведущих представителей Новой эстонской школы в музыке, куда входили также другие известные мастера, в том числе Вельо Тормис и Арво Пярт. Произведения Э. Тамберга стали завоевывать известность уже в 1950-х годах, раскрывая большие возможности мастера в соединении принципов неоклассицизма и экспрессионизма с традициями национального искусства. Композитор активно возрождал старинные жанры и формы (например, в 1956 году им написано знаменитое Concerto grosso), обозначал новый образный строй в музыкально-сценических жанрах (мистический балет «Иоанна одержимая», 1971), открывал новые возможности инструментов оркестра. Э. Тамбергом написано несколько инструментальных концертов, наибольшую известность из которых завоевал Концерт для трубы с оркестром (1972), посвященный выдающемуся исполнителю Т.А. Докшицеру. В своем сочинении композитор демонстрирует богатые темброво-технические возможности солирующей трубы, поручая инструменту раскрытие и героических, и лирических образов. Активная, действенная первая часть открывается медленным вступлением, где господствующая труба словно утверждает основной мотив, интонации которого, многократно преобразуясь, возникают затем на протяжении всей части. Вторая, медленная часть, наполненная тревожно пульсирующими ритмами, создает атмосферу глубокой сосредоточенности, подчас драматической взволнованности. Третья часть построена как «дьявольское скерцо», вихревое движение которого на какие-то мгновения рассеивается, благодаря лирическим отступлениям. Завершение Концерта возвращает звучание к образам медленного вступления, создавая иллюзию «образного кольца».
 
Фортепианные концерты Сергея Сергеевича Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданным в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в Концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante- Allegro) — возвышенное solo кларнета затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой. Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
 
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.                                                           
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
 

Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин