12
апреля
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Б. Барток (1881-1945). Концерт № 1 для скрипки с оркестром ВВ 48а
Б. Барток (1881-1945). Рапсодия № 2 для скрипки с оркестром ВВ 96

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

П.Чайковский (1840-1893). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор.35 

Солист – лауреат международных конкурсов
Степан Стариков (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

С творчеством венгерского композитора Белы Бартока связана целая эпоха в развитии национальной культуры его страны и одна из неповторимых страниц европейской музыки. Самобытный и яркий художник, Барток, подобно русским композиторам И. Ф. Стравинскому и С. С. Прокофьеву, смело нарушал устоявшиеся традиции, бесконечно расширял образный и жанровый строй сочинений, выдвигая новаторские художественные решения. Наряду с занятиями композицией, он много времени уделял собиранию и изучению венгерского фольклора, создав новое направление в европейской фольклористике. Народное искусство стало и мощной основой его творений, сделав тем самым венгерские фольклорные песни и танцы общезначимым музыкальным элементом. Обращаясь преимущественно к инструментальным жанрам, Барток написал ряд самобытных музыкальных композиций, открывающих возможность по–новому воспринимать традиционные инструменты. Всю жизнь тесно связанный с Родиной, Барток в 1940 году вынужден был эмигрировать в США, где и скончался в 1945 году
Первый концерт для скрипки с оркестром был написан композитором в 1908 году, но известным он стал только в конце 1950-х годов. Свое сочинение Барток создавал для молодой скрипачки Штефи Гейер, которой посвятил Концерт и подарил партитуру после завершения работы над ней. Лишь после смерти Ш. Гейер Концерт в 1958 году был исполнен, и с тех пор он остается одним из самых репертуарных сочинений. Музыкальный материал Концерта был использован Бартоком и в другом произведении того же периода: диптихе для скрипки с оркестром «Два портрета», где первая пьеса называлась «Идеал», вторая — «Урод». Пьесы словно обозначили скрытую программность Концерта.
Строение Концерта необычно: он включает две части — медленную первую и динамичную вторую, в которых отражены основные устремления молодого автора. Барток с ранних лет обозначил для себя необходимые компоненты музыкального звучания — опора на фольклорные элементы, применение приемов полифонии Баха, симфонических принципов Бетховена, гармонического языка Дебюсси. Все это нашло отражение в Концерте. Необычность первой части (Andante sostenuto) проявляется в том, что она — медленная, к тому же написана в форме свободно трактованной фуги. Основная четырехзвучная тема построена по тонам мажорного септаккорда, вначале она исполняется солирующей скрипкой, затем вплетается в сложную полифоническую ткань всего оркестра, где нет резких контрастов, и музыка воспринимается как бесконечное развитие основного мотива. Вторая часть (Allegro giocoso), вступающая без перерыва, написана в форме сонатного аллегро, где в теме главной партии, словно в калейдоскопе, мелькают различные образы — то динамичная народная пляска, то дьявольское скерцо. Но медленная побочная партия возвращает лирические интонации из первой части. На их контрастном столкновении выстраивается все дальнейшее развитие.
Две рапсодии для скрипки с оркестром Б. Барток создал в 1928 году, позднее он сделал их новые редакции. Рапсодия — жанр, предполагающий свободный импровизационный стиль, как нельзя лучше соответствовал претворению разнохарактерных фольклорных элементов, как песенно-танцевальных, так и инструментальных. Рапсодия № 2 (первоначально написанная для сопровождения фортепиано, а через год аранжированная автором для оркестра) была посвящена венгерскому скрипачу, исполнителю сочинения Золтану Шекели. Композитор создает Рапсодию как двухчастную композицию по принципу контрастного сопоставления «медленно–быстро» (первую часть Moderato автор сопровождает ремаркой «lassú»; вторую Allegro moderato— «friss»), во многом следуя традициям венгерского национального стиля «вербункош». В результате Рапсодия оказывается представленной как яркое, подчас фольклорно–декоративное концертное музыкальное полотно, в котором народные черты творчески переосмыслены в рамках профессионального жанра.
В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении отличается блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента. Образный строй Концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии № 4. Три части Концерта последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин