300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С.Бах (1685-1750). Grave и Fuga из Сонаты №2 для скрипки соло BWV 1003
Н.Паганини (1782 - 1840). Каприс №4 для скрипки соло до минор
Э.Изаи (1858-1931). Соната №6 для скрипки соло ми мажор ор.27/6
С.Рахманинов (1873-1943) - Я. Хейфец (1901-1987) «Маргаритки»
Р.Шуман (1810-1956)- Ф.Крейслер (1875-1962).
Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор ор.131
Степан Стариков (скрипка)
Партия фортепиано Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019) Алексей Мельников
II отделение
Р.Шуман (1810-1856). «Крейслериана» ор.16
С.Прокофьев(1891-1953). 4 этюда для фортепиано, ор.2
Алексей Мельников (фортепиано)
О программе концерта
В наследии Иоганна Себастьяна Баха особое место занимают произведения для скрипки, тем более, что с игры на этом инструменте начиналось обучение музыкебудущего композитора, а позднее первой его официальной должностью было место скрипача в капелле герцога Саксен-Веймарского. Для скрипки Бахом создавались концерты, камерно-инструментальные сочинения, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло, сочиненные в 1720 году. Вторая соната ля минориз этого цикла включает четыре части —Grave, Fuga, Andante, Allegro, где две первые образуют небольшой внутренний цикл. Бах здесь остается верен себе: яркой, динамичной фуге он предпосылает вступительную часть – медленную масштабную пьесу, определяющую эмоциональный строй всего сочинения.
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» – от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в котором столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. В сегодняшнем концерте прозвучит Каприс № 4 (Maestoso), построенный на соединении торжественно-драматических и лирических эпизодов.
Бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Последняя, Шестая соната предназначалась испанскому музыканту Мануэлю Кироге (1892-1961). В своем сочинении Изаи обобщил опыт сольной скрипичной сонаты, идущий от И. С. Баха, и воплотил замысел в форме стройного одночастного сочинения, близкого к жанру концерта. Композитор не раз говорил: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», это качество отличает и его Шестую сонату.
В 1916 году С. В. Рахманинов создает вокальный цикл ор. 38, который был назван им «Шесть стихотворений для голоса и фортепиано». Одна из самых выразительных миниатюр цикла — третий романс «Маргаритки» на стихи Игоря Северянина. Нежная, трогательная, почти воздушная мелодия романса обрела новые оттенки в его авторском переложении для фортепиано–соло сначала в 1922, а позднее – в 1940 году. Не менее известна скрипичная версия романса,сделанная известным скрипачем Я. Хейфецем, которая вошла в репертуар многих виртуозов мира.
Среди последних сочинений Роберта Шумана — его Фантазия До мажор ор. 131, написанная в 1853 году и посвященная композитором другу, скрипачу Иозефу Иоахиму. Любимый Шуманом жанр фантазии, к которому он обращался на протяжении всей творческой жизни, получил блестящее воплощение в виде дуэта скрипки и оркестра. Масштабная одночастная композиция словно соединяет в себе столь характерные для композитора образы романтического порыва и мягкой лирики, отстраненного покоя и безысходной грусти. Австрийским скрипачом и композитором Фрицем Крейслером позднее была сделана свободная по стилю транскрипция Фантазии для скрипки и фортепиано, обозначившая новый, усложненный тип виртуозного звучания инструментального дуэта.
1830-е годыизвестны как самый яркий период в жизни и творчестве Роберта Шумана. В это десятилетие им написан целый ряд фортепианных произведений, среди которых выделяется цикл «Крейслериана», завершенный в 1838 году. Своему сочинению композитор дал подзаголовок «Фантазия для фортепиано», во многом благодаря тому, что замысел цикла возник под впечатлением сборника новелл Э. Т. А. Гофмана «Фантастические пьесы в манере Калло», где Шумана привлек образ чудаковатого идеалиста, капельмейстера Крейслера, живущего только идеями искусства. Но главным для Шумана оставалась тема Клары Вик – его будущей жены, которой он писал: «В “Крейслериане” главную роль играешь ты и мысль о тебе». Ответ Клары был не менее вдохновенным: «Как прекрасна эта вещь, как много здесь юмора и в то же время таинственности. Меня изумляет твоя душа, все новое в ней». Цикл «Крейслериана» состоит из восьми пьес–новелл, где каждая объединяет в себе несколько эпизодов. Программный замысел обусловил, с одной стороны, относительную самостоятельность каждой из пьес и одновременно их единство, возникающее благодаря музыкально-композиционным связям. Композитор выстраивает номера по принципу образного контраста, определяющего особенности музыкально–выразительного решения каждой из них; энергичные эмоциональные пьесы №№ 1, 3, 7, словно олицетворяющие хорошо известное по «Карнавалу»бурное «флорестановское» начало, чередуются с нежно–лирическими №№ 2, 4, 6, напоминающими мягкий голос Эвсебия. Цикл объединяется микроинтонацией – нисходящим ходом на малую секунду, возникающим в теме каждой пьесы и разнообразно варьирующимся на протяжении всего сочинения. Поразительна тщательная работа Шумана над пьесами «Крейслерианы», где композитор сам обозначал малейшие изменения темпа и характера каждой из пьес.
Богатое фортепианное наследие С. С. Прокофьева включает сочинения многих жанров — сонаты, программные и непрограммные фортепианные циклы, скерцо, токкаты и, конечно, этюды, трактованные в соответствии с шопеновской традицией как образно–выразительные и технически–виртуозные пьесы. Многие ранние сочинения С. С. Прокофьева критически оценивались публикой, но Четыре этюда для фортепиано, ор. 2, написанные в 1909 году, сразу стали популярными. Новый тип динамичного прокофьевского пианизма с его волевой импульсивностью, подчас агрессивной токкатностью ворвался в русскую музыку, обозначив необычную по силе и привлекательности образную сферу. Этюд № 1(d-moll, Allegro) отражает волевые, патетические образы, демонстрируя столь значимые для композитора и пианиста приемы non legat'ной игры. Лирический Этюд № 2(e-moll, Moderato) во многом продолжает традицию шопеновско-скрябинского пианизма с его прозрачной фортепианной фактурой. Этюд № 3(c-moll, Andante semplice) — оригинальная по звучанию, эмоционально сдержанная пьеса, с контрастными сменами темпа, где почти хоральная звучность одних эпизодов чередуется со скерцозными сценами. Этюд № 4(c-moll, Presto energico) былособенно любим композитором, он часто исполнял его в своих концертах. Внутренняя энергия пьесы, богатые технические возможности музыкального текста и столь привлекательная в искусстве С. С. Прокофьева образы дикой «скифской» силы сделали Этюд достойным финалом всего цикла. Друг композитора Н. Я. Мясковский писал о Четырех этюдах: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью.Прекрасные этюды эти полны причудливой фантастики, то мягкого, но бодрящего лиризма, то жгучей иронии, то, наконец, могучей порывистости...».
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин