350-400 руб
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор KV622
Глеб Бушин (кларнет)
в сотрудничестве с Международным конкурсом Елены Образцовой:
Дж. Россини (1792-1868).
Каватина Нинетты из I действия оп.«Сорока-воровка»
Дж. Пуччини (1858-1924).
Вальс Мюзетты из II действия оп. «Богема»
Дарья Шаврина (сопрано)
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943).
Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор ор.18
Алексей Трушечкин (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
Билеты по 100 рублей
для льготных категорий граждан можно приобрести
в кассе Дома музыки на наб Мойки, 122, предварительно позвонив
по телефону (812) 400-14-00
О программе концерта
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор В.А. Моцарта был одним из последних законченных произведений композитора, он остается самым известным концертом в репертуаре кларнетистов. Моцарт создал Концерт в 1791 году для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Композитор сохраняет здесь традиционный трехчастный цикл (Allegro – Adagio – Rondo), как бы подводя итог жанру инструментального концерта в своем творчестве. Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, как будто композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль играет вторая, медленная, часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения – нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, подчас несущее у композитора юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие сольного инструмента.
Джоакино Россини уже в течение более двух столетий остается одним из самых любимых оперных композиторов, блистательный «Севильский цирюльник» которого сохраняет и доныне статус одной из самых исполняемых во всем мире. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества. «Сорока–воровка», созданная в 1817 году в жанре оперы-семисериа, сочетает «серьезные» и комедийные элементы. Ее содержание сводится к следующему: служанка Нинетта хочет спасти жизнь отца, дезертировавшего из армии и разыскиваемого полицией. Неожиданно ее обвиняют в краже хозяйского серебра, ей угрожает смертная казнь. Подлый судья, чьи любовные притязания отвергнуты Нинеттой, утверждает приговор. В последнюю минуту невиновность Нинетты доказана: мальчик Пиппо находит серебро, похищенное ручной сорокой, и девушка спасена. Блестящая каватина Нинетты «Di piacer mi balza il cor» («От радости сердце бьется») звучит в первом действии оперы, она передает радость героини в ожидании и возлюбленного, и своего отца.
Лирическая опера Джакомо Пуччини «Богема», написанная в 1896 году, посвящена жизни молодых, талантливых, но бедных поэтов, художников, музыкантов, живущих в знаменитом Латинском квартале Парижа. Опера считается одной из самых популярных в истории мировой музыкальной культуры, превосходной в драматическом и музыкальном отношении. Красота мелодий, сюжетная выстроенность спектакля, высокое мастерство композитора обеспечили сочинению богатую сценическую судьбу. Среди самых популярных номеров оперы – ария-вальс гризетки Мюзетты «Quando me'n vo'» («Когда иду я»), исполняемой в кафе художников, куда героиня пришла со старым и богатым кавалером. Решенная в жанре вальса, ария блестяще раскрывает образ легкомысленной парижанки.
Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мирового искусства. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство. Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам друга композитора, писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами. Свое сочинение С.В. Рахманинов посвятил известному врачу Н.В. Далю (1860–1939), который помог композитору в трудный для него жизненный период.
Профессор З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин