К.Сен-Санс (1835-1921). Концерт №2 для фортепиано с оркестром ор.22
Солистка лауреат международных конкурсовАлина Федосеева (фортепиано)
А.Глазунов (1865-1936). Концерт для альт-саксофона с оркестром ор.109
Солист лауреат международных конкурсовВладимир Устьянцев (саксофон)
II отделение
Я.Сибелиус (1865-1957). Концерт для скрипки с оркестром ре минор ор.47
Солистка лауреат международных конкурсовЕвгения Шмидт (скрипка)
Симфонический оркестр Ульяновской областной филармонии
Дирижер лауреат II Всероссийского конкурса Дмитрий Руссу
О программе концерта
Французский композитор Камиль Сен-Санс широко известен как автор произведений во многих жанрах – оперных, симфонических, инструментальных, отличавшихся исключительной зримостью образов, красотой мелодики, яркостью оркестровых красок, виртуозностью звучания. Весьма популярный во Франции, он получил известность также во многих странах Западной Европы, в том числе и в России. Сен-Санс высоко ценил русскую музыку, именно он познакомил французских музыкантов с «Борисом Годуновым» М.П. Мусоргского». Сен-Санс был дружен с известным русским пианистом А.Г. Рубинштейном, по предложению которого в удивительно короткие сроки – за 17 дней - создал одно из самых известных своих сочинений Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (I. Andante sostenuto, II. Allegro scherzando, III. Presto). С его исполнением композитор выступил в России в 1875 году. В одном из писем П.И. Чайковский писал о концерте Сен-Санса: «Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, теплая сердечность, ум дают себя чувствовать на каждом шагу».
Концерт для саксофона и струнного оркестра Ми-бемоль мажор А.К. Глазунова написан композитором в последние годы жизни (1931) в период проживания его за границей. Концерт был посвящен Сигурду Рашеру - крупнейшему исполнителю на этом инструменте в XX веке. Концерт для саксофона был сравнительно редким жанром в исполнительском искусстве, ко времени его создания популярностью пользовалась лишь Рапсодия для саксофона с оркестром К. Дебюсси. Удачно найденные Глазуновым форма концерта, создание сбалансированного звучания, использование богатых возможностей нового для концертного репертуара инструмента определили успех сочинения, исполнение его всеми известными саксофонистами мира.
Одночастная структура произведения включает несколько разделов, контрастных в образно-тематическом плане, где стремительные, динамичные эпизоды сопоставлены с медленными, распевными разделами. Саксофон выполняет очень большую роль: сольная партия этого единственного в Концерте представителя группы духовых – сложнейшая, раскрывающая все возможности инструмента, оказывается способной «противостоять» яркому звучанию струнного оркестра. Выразительная сольная каденция, построенная на интонациях основных тем Концерта и звучащая в середине, становится его центром, своеобразной кульминацией, отражающей новаторский характер сочинения в целом.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эвард Григ - включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato - Adagio di molto - Allegro ma non troppo), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.
Проф.З.М.Гусейнова
Фотогалерея концерта
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин