15
февраля
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Я.Сибелиус (1865-1957). "Туонельский лебедь" из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене», ор. 22 

Я.Сибелиус (1865-1957). Концерт для скрипки с оркестром ре минор ор.47  

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Стопичев (скрипка)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

С.Рахманинов (1873-1943). Вокализ, ор. 34
 
С.Рахманинов (1873-1943). Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор ор.18

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерёва (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
В 1896 году Ян Сибелиус завершает работу над симфонической сюитой «Четыре легенды о Лемминкяйнене» по мотивам народного эпоса «Калевала». «Туонельский лебедь» — это третья легенда цикла, которой композитор предпослал краткую программу: «Туонела, царство смерти, преисподняя в финской мифологии, окаймлена широкой бурной рекой. По ее черным водам плавает величавый Туонельский лебедь, увлекая своим пением». Это самая короткая часть сюиты, она занимает всего 102 такта и написана для камерного состава оркестра. Произведение принадлежит к тому редкому типу пьес, звучание которых отличается необычайно мрачным колоритом. Композитор поручает тему лебедя Туонелы, его «пение» английскому рожку: соло этого инструмента олицетворяет в пьесе образ смерти, господствующий на протяжении всего сочинения. Несмотря на необычность образного решения, «Туонельский лебедь» стал одним из самых популярных сочинений Сибелиуса.
Яном Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений его Скрипичный концерт (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato - Adagio di molto - Allegro ma non tanto), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Скрипичного концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.
Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, входит в плеяду самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный композитором на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими  финальными пассажами.
«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14-ти песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А.В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст. Самим Рахманиновым было сделано переложение пьесы для оркестра.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин