350-400 руб
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
К. Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор L.116
Солист лауреат международных конкурсовИван Тихонов (кларнет)
Р. Штраус (1864-1949). Концерт для гобоя с оркестром (1945) TrV 292
Солист лауреат международных конкурсовЭмиль Мирославский (гобой)
II отделение
Д.Д.Шостакович (1906-1975). Балетная сюита №1 (1949)
Д.Д. Шостакович (1906–1975). Концерт №1 для фортепиано, трубы и струнного оркестра до минор op.35
Солист лауреат международных конкурсовАлександр Болотин (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь. Сочинение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару (1859-1928).
Рихард Штраус – один из наиболее выдающихся немецких композиторов и дирижеров конца XIX – первой половины ХХ века, автор многих новаторских произведений. Он создавал сочинения в различных жанрах, среди которых — оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. В основе его произведений часто лежали выдающиеся произведения мировой литературы и философии Ф. Ницше, Ж.-Б. Мольера, Сервантеса и многих других. Современники отмечали необычайное новаторство Штрауса в области драматургии, гармонии, оркестровки. Друг композитора, известный французский писатель Р. Роллан писал о нем: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии». Концерт для гобоя был написан Р. Штраусом сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году, когда композитору был уже 81 год. Создавая Концерт, он отмечал: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, какая мне нравится, не правда ли?». Концерт для гобоя и малого оркестра был написан по просьбе американского солдата Дж. де Ланси, бывшего до войны гобоистом одного из симфонических оркестров, во время визита к композитору военных американцев после войны. В своем сочинении Штраус как бы возвращается к традиционному концертному жанру эпохи Гайдна и Моцарта, создавая мажорное, светлое по характеру и средствам выразительности сочинение. И в то же время в Концерте все время проявляются черты композитора-новатора. Сохраняя традиционную последовательность частей, Штраус выстраивает материал так, что одна часть перетекает в другую без перерыва. В мелодической самостоятельности каждой части просвечивает краткий сквозной мотив, проявляющийся во многих темах; «облегченная» партия малого оркестра не скрывает мастера сложнейшего симфонического письма. Свое сочинение Р. Штраус посвятил его первым исполнителям – Симфоническому оркестру Тонхалле (Цюрих) и дирижеру Андреа Фолькмару.
В 1935 году Д. Д. Шостакович заканчивает работу над своим балетом «Светлый ручей» – первым в отечественной музыке, посвященным колхозной теме. Простой сюжет сценического произведения, в котором основная интрига завязана на юмористических ситуациях, комических недоразумениях, определил характер музыки, которую сам композитор обозначил следующим образом: «Музыка в этом балете, на мой взгляд, весела, легка, развлекательна и, главное, танцевальна. Я намеренно старался найти здесь ясный простой язык, одинаково доступный для зрителя и для исполнителя». Номера балета в дальнейшем обрели самостоятельную концертную жизнь, а в 1949 году Д. Д. Шостакович создал на их основе Балетную сюиту № 1. Открывающий сочинение Лирический вальс – единственный из номеров, не входивший в балет; он был написан композитором для джаз–оркестра. Танец написан в ритме польки, наполненной забавными звуковыми элементами. Романс во многих отношениях продолжает традицию «инструментальных» романсов, где основная выразительная тема наполнена вокальной изысканностью и элегичностью. Полька – еще один комический эпизод Балетной сюиты, где простенькая мелодия, ее задорный ритм и блестящая оркестровка рождают эффект «колхозной буффонады». Юмористический Вальс-шутка продолжает традиции русской «кукольной» музыки, тесно связанной с искусством А. К. Лядова. Завершает сочинение блестящий Галоп, производящий невероятный комический эффект. Композитором Л. Т. Атовмяном была позднее сделана аранжировка произведения для малого состава.
Концерт №1 для фортепиано, трубы и струнного оркестра до минор Д. Д. Шостакович создал в 1933 году, и осенью того же года сочинение прозвучало впервые в Большом зале Ленинградской филармонии, где партию солиста исполнил автор. Как в большинстве своих произведений, Шостакович по–особому трактует традиционный жанр, привнося в привычную концертную форму новые элементы. Во–первых, первоначально Концерт был задуман как сочинение для трубы, и «память» об этом сохраняется в той большой роли, которую играют в законченном сочинении сольные эпизоды трубы, состязающейся с фортепиано. Во-вторых, композитор насыщает музыкальную ткань Концерта звучанием чужих мелодий, вводя реминисценции известных музыкальных тем из произведений Й. Гайдна (Соната для фортепиано Ре мажор) и Л. ван Бетховена («Аппассионата», «Ярость по поводу потерянного гроша»). Выразительным элементом становится цитирование популярной одесской песни «Как шумно было в доме Шнеерсона». А в четвертой части Концерта использована тема финала, созданного Шостаковичем в качестве вставного номера к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб», которую в 1929 году собирались ставить в Ленинградском Малом оперном театре, и для которой молодой Шостакович написал дополнительные номера. В результате в рамках четырехчастного концертного цикла (1. Allegretto. 2. Lento. 3. Moderato. 4. Allegro con brio) возникает намеренно созданное композитором совмещение серьезного и комического пластов. Шостакович, говоря о сочинениях 20-30-х годов, отмечал: «Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой “серьезной” музыке. Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует». Необычность звучанию Концерта придает и состав оркестра, в котором отсутствуют ударные и деревянные духовые инструменты.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин