15
июня
Среда
20:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Д.Скарлатти (1685-1757). Соната для арфы соло K466
Д.Скарлатти (1685-1757). Соната для арфы соло K135
Л. ван Бетховен (1770-1827). Adagio sostenuto из "Лунной" Сонаты №14 ор.27
Л.К.Дакен (1694-1772). Кукушка
М.Глинка (1804-1857). Жаворонок
А.Алябьев (1787-1851). Соловей
П. Чайковский (1840-1893). "Вальс цветов" из балета Щелкунчик
С.Прокофьев (1891-1953)."Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта"
А. Болдачев. Фантазия на темы из сюиты Н.А. Римского-Корсакова "Шехеразада"
И.С.Бах (1685-1750) - А. Болдачев. Токката и Фуга для арфы соло
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Болдачев (арфа)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И.С.Бах (1685-1750). Ричеркар из Музыкального приношения BWV 1079
Л. ван Бетховен (1770-1827). Вариации на тему английского гимна
Н. Метнер (1879-1951). Соната для фортепиано Ля-бемоль мажор op.11 №1
М.Равель (1875-1937). Ночной Гаспар M.55
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсений Гусев (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

В программу первого отделения концерта включены преимущественно переложения для арфы известных фортепианных сочинений.
Доменико Скарлатти — итальянский композитор и клавесинист, автор множества инструментальных сонат (их свыше 500), во многом предвосхитивший искусство классицизма. Композитор называл сонаты упражнениями и писал в предисловии к прижизненному их изданию: «Не жди — будь ты дилетант или профессионал — в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина». Созданные Скарлатти сонаты, в том числе К. 466 и К. 135, в большинстве своем одночастных, в них сохраняются неизменными темп и характер, но бесконечно варьируется гармония и фактура, придавая сочинению блеск и богатство оттенков. Сонаты композитора часто звучат в переложениях для арфы, придающей звучанию особую мягкость и трепетность.
Одно из самых знаменитых фортепианных сочинений Л. ван Бетховена — его Соната ор. 27 № 2, которую часто называют «Лунной» из-за необычной первой части Adagio sostenuto: композитор определил ее как quasi una fantasia («в духе фантазии»). Бетховен применил здесь редкий для себя прием, сохранив на протяжении всей первой части однообразное ритмическое движение триолями, на фоне которого проходит сдержанная, подчас едва различимая мелодия, создавая ощущение страдания и скорби.
Три «птичьи» пьесы представлены сочинениями европейской и русской традиции. «Кукушка» французского композитора и клавесиниста, органиста королевской капеллы Л. К. Дакена, характерна для автора, сочинения которого отличаются утонченностью и галантностью; в них часто заложены элементы звукоизобразительности. Знаменитый «Жаворонок» М. И. Глинки в оригинальной авторской версии представляет собой романс в вокальном цикле «Прощание с Петербургом». Но очень скоро после создания произведения нежная трогательная тема романса стала использоваться разными авторами в многочисленных обработках и аранжировках. Сходной судьбой отмечен и популярный «Соловей» А. А. Алябьева, ставший своеобразным символом русской романсовой традиции.
Вершиной дивертисмента балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» является знаменитый «Вальс цветов» с его разнообразием выразительных мелодий, красотой развертывания, торжественной поступью, сохраняющихся и в переложениях для различных инструментов.
Балет «Ромео и Джульетта» был написан С.С. Прокофьевым в 1935-1936 годах и впервые поставлен в 1940 году. Музыка балета раскрывала образы шекспировской трагедии, показывала драматические столкновения, передавала сложнейшие перипетии сюжета, и над всем этим господствовала тема всепобеждающей любви. Музыка Прокофьева оказалась художественно убедительной, и вскоре балет вошел в репертуар многих театров мира. Один из самых известных номеров – «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти»), где раскрывается конфликт враждующих семейств, включен в программу концерта.
Александр Болдачев выступает не только как арфист–виртуоз, ему принадлежат авторские фантазии на темы известных сочинений, среди них — симфоническая сюита «Шехеразада» Н. А. Римского–Корсакова. Богатая прекрасными мелодиями восточного характера, где одно из ведущих мест занимает тема Шехеразады (у Римского–Корсакова ее исполняет солирующая скрипка), сюита в Фантазии для арфы сохраняет, несмотря на однотембровое звучание, очарование восточной сказки. Другой опус А. Болдачева — транскрипция для арфы знаменитой органной Токкаты и Фуги ре минор И. С. Баха, утративших мощь оригинального текста, но обретших изящество и поэтичность в новом оформлении.  
В творческом наследии И. С. Баха особое место занимает цикл «Музыкальное приношение» (1747), написанный на тему, предложенную композитору прусским королем Фридрихом II и посвященную ему. Сочинение представляет собой сложнейшую последовательность фуг, канонов, где вершиной выступает четырехчастная Трио-соната. В состав «Музыкального приношения» входят два ричеркара (старинный жанр, предшественник фуги) – трехголосный и шестиголосный. Один из них включен в программу концерта.
К жанру вариаций Л. ван Бетховен обращался на протяжении всей творческой жизни, рассматривая его и как самостоятельный, и как часть крупного цикла. Темы для вариаций избирались композитором самые разнообразные: помимо собственных, это были народные мелодии (в том числе русские и украинские), темы из опер и др. В 1803 году Бетховен создает фортепианные вариации на тему британского гимна «God Save the King» («Боже, храни Короля»). Семь разнохарактерных пьес, следующих за основной темой, раскрывают разные грани хоральной мелодии, формируя цикл как движение от простой, незамысловатой первой миниатюры к виртуозной финальной.
Русским композитором Н. К. Метнером создано четырнадцать сонат для фортепиано, три — для скрипки, ему принадлежит даже редкий образец сонаты для голоса и фортепиано. В 1906–1908 годах Метнером была написана лирическая сонатная триада ор. 11, которой композитор предпослал эпиграф — отрывок из стихотворения Гёте «Трилогия страсти». Первые строки эпиграфа («И легче стало сердцу и открылось, Что и живет оно и жаждет жить…») вводят в одночастную Первую сонату (Ля бемоль мажор), своим изысканно-лирическим характером соответствующую образному строю первого в цикле стихотворения Гёте «К Вертеру».
Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» был написан М. Равелем в 1908 году в качестве своеобразных музыкальных иллюстраций к стихам А. Бертрана, связанных с изображением «ночного», сумрачного мира, населенного всякой нечистью. Три пьесы цикла («Ундина», «Виселица», «Скарбо»), в которых соединяется программная романтическая образность и импрессионистская звукопись, считаются одним из высших проявлений мирового фортепианного искусства.
«Ундина» раскрывает характерный для многих народных сказаний образ водяной девы, русалки. Автор строит пьесу на бесконечном развитии выразительной, протяженной мелодической линии, дополненной скользящими гармоническими фигурациями. В «Виселице» Равель сопоставляет образ колокола (он возникает, благодаря органному пункту на повторяющемся звуке) и образ повешенного, создаваемый колоритными «безжизненными» нонаккордами. Подчеркнутая экспрессия звучания, нарочитая усложненность гармонии, длительность напряженного развертывания усиливают скорбный строй пьесы. «Скарбо» Равель создает в стиле «дьявольского скерцо», продолжающего традицию романтических пьес, начиная с Н. Паганини. Здесь возникает образ маленького призрака, рождающего основные ночные звуки — скрипы, стуки, вздохи. Композитор применяет богатый спектр приемов фортепианной техники, что делает пьесу одной из самых трудных для исполнителей. Не случайно про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Александр Болдачев