300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И. Брамс (1833-1897). Соната №2 для виолончели и фортепиано op.99
Б. Бриттен (1913-1976). Сюита № 2 для виолончели соло ор.80
Ф. Шопен (1810-1849). Соната для виолончели и фортепиано соль минор op.65
З. Кодай (1882-1967). Allegro molto vivace из Cонаты для виолончели соло op.8
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Камерно-инструментальное творчество Иоганнеса Брамса составляет одну из самых значительных по масштабам и по широте представленных жанров частью наследия немецкого композитора. В определенном смысле камерная музыка, создававшаяся на протяжении всей жизни художника, носит автобиографический характер, раскрывая чувства и мысли композитора. Отказываясь от программности, от контрастности романтических устремлений, Брамс словно возвращает камерные произведения в классическое русло, одновременно привнося в них невиданные ранее масштабность и драматизм. Сонату для виолончели и фортепиано № 2 Фа мажор композитор создает в 1886 году по просьбе своего друга, виолончелиста Роберта Хаусмана (1852-1909). Соната по своему звучанию выходит за рамки традиционного сонатного цикла; четыре масштабные части драматургически близки Третьей, патетической симфонии Брамса, и общее звучание Сонаты приближается к оркестровому. Уже главная партия первой части (Allegro vivace), построенная на широких скачках, мощных возгласах и начинающаяся с кульминационной точки, определяет общий драматический характер. Вторая, медленная часть (Adagio affettuoso) усиливает сосредоточенное состояние, подводящее к бурной третьей части (Allegro passionato), воспринимаемой поначалу как патетический финал сочинения. Но Брамс вводит еще и четвертую часть (Allegro molto) — яркую инструментальную картину, решенную в народно-жанровом ключе.
Творчество английского композитора Бенджамина Бриттена стало заметным явлением в мировой музыке ХХ века, к тому же после почти трехвекового «скромного присутствия» на европейской сцене британское искусство, благодаря Бриттену, убедительно продемонстрировало свою национальную самостоятельность и художественную ценность. Наследие Бриттена отличается высоким профессионализмом, своеобразием подхода в трактовке традиционных жанров, сложностью и неординарностью творческих решений. Будучи тесно связанным с национальными традициями, Бриттен сумел в сочинениях обобщить богатый опыт европейского искусства, соединив его исторические и новаторские черты. Бриттен не раз приезжал в нашу страну, находился в тесном общении с музыкантами России: Д. Д. Шостакович посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию, М. Л. Ростропович исполнял и редактировал его сочинения и т.д.
Основная сфера интересов Бриттена связана с музыкальным театром, черты которого он привносит и в другие жанры, в частности, в сюиту и сонату. Им созданы сюиты для разных составов, среди которых выделяются Три виолончельные сюиты соло, написанные в разные годы (1964, 1967, 1972). Они составляют своеобразную серию, которую композитор посвятил Ростроповичу. Вторая сюита, законченная в 1967 году, создавалась в общении с Ростроповичем. Продолжающая традиции баховских сочинений в этом жанре, но раскрывающая современные образы и написанная в стиле, характерном для музыки ХХ века, Сюита состоит из череды миниатюрных пьес. Она включает пять частей, из которых лишь пятая (Чакона) жанровыми элементами обращена в прошлое. Композитор выстраивает Сюиту как свободную композицию где медленная, речитативная первая часть (Declamato: Largo) подготавливает вступление полифонически сложной второй части (Fuga: Andante). Третью часть Бриттен пишет в жанре активного скерцо (Scherzo: Allegro molto). Медленная четвертая часть (Andante lento) воспринимается как своеобразное интермеццо, переводящее в финальную пятую часть (Ciaccona: Allegro), своими масштабами превосходящую все предыдущие части. Чакона—инструментальная пьеса, ярко представленная в музыке эпохе Барокко. Она строится как полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Бриттену удается создать сложное полифоническое сочинение, в котором традиционный жанр воспринимается уже в контексте музыки ХХ века.
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых — произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Для него были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор сохраняет в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.
Золтан Кодаи — известный венгерский композитор, музыкант и теоретик музыки, автор сочинений, во многом опирающихся на традиции национального фольклора. Среди инструментальных сочинений композитора заслуженную известность обрела его трехчастная Соната для виолончели соло, написанная в 1915 году и посвященная первому исполнителю Евгению Керпели. Весьма значимой в сочинении в образном и техническом отношении является его третья, финальная часть (Allegro molto vivace), построенная на динамичных, остро акцентированных темах.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин