15
июня
Четверг
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

И. Брамс (1833-1897). Соната №2 для виолончели и фортепиано op.99
Б. Бриттен (1913-1976). Сюита № 2 для виолончели соло ор.80

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф. Шопен (1810-1849). Соната для виолончели и фортепиано соль минор op.65
З. Кодай (1882-1967).  Allegro molto vivace из Cонаты для виолончели соло op.8

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

 

О программе концерта

Камерно-инструментальное творчество Иоганнеса Брамса составляет одну из самых значительных по масштабам и по широте представленных жанров частью наследия немецкого композитора. В определенном смысле камерная музыка, создававшаяся на протяжении всей жизни художника, носит автобиографический характер, раскрывая чувства и мысли композитора. Отказываясь от программности, от контрастности романтических устремлений, Брамс словно возвращает камерные произведения в классическое русло, одновременно привнося в них невиданные ранее масштабность и драматизм. Сонату для виолончели и фортепиано № 2 Фа мажор композитор создает в 1886 году по просьбе своего друга, виолончелиста Роберта Хаусмана (1852-1909). Соната по своему звучанию выходит за рамки традиционного сонатного цикла; четыре масштабные части драматургически близки Третьей, патетической симфонии Брамса, и общее звучание Сонаты приближается к оркестровому. Уже главная партия первой части (Allegro vivace), построенная на широких скачках, мощных возгласах и начинающаяся с кульминационной точки, определяет общий драматический характер. Вторая, медленная часть (Adagio affettuoso) усиливает сосредоточенное состояние, подводящее к бурной третьей части (Allegro passionato), воспринимаемой поначалу как патетический финал сочинения. Но Брамс вводит еще и четвертую часть (Allegro molto) — яркую инструментальную картину, решенную в народно-жанровом ключе.

Творчество английского композитора Бенджамина Бриттена стало заметным явлением в мировой музыке ХХ века, к тому же после почти трехвекового «скромного присутствия» на европейской сцене британское искусство, благодаря Бриттену, убедительно продемонстрировало свою национальную самостоятельность и художественную ценность. Наследие Бриттена отличается высоким профессионализмом, своеобразием подхода в трактовке традиционных жанров, сложностью и неординарностью творческих решений. Будучи тесно связанным с национальными традициями, Бриттен сумел в сочинениях обобщить богатый опыт европейского искусства, соединив его исторические и новаторские черты. Бриттен не раз приезжал в нашу страну, находился в тесном общении с музыкантами России: Д. Д. Шостакович посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию, М. Л. Ростропович исполнял и редактировал его сочинения и т.д.
Основная сфера интересов Бриттена связана с музыкальным театром, черты которого он привносит и в другие жанры, в частности, в сюиту и сонату. Им созданы сюиты для разных составов, среди которых выделяются Три виолончельные сюиты соло, написанные в разные годы (1964, 1967, 1972). Они составляют своеобразную серию, которую композитор посвятил Ростроповичу. Вторая сюита, законченная в 1967 году, создавалась в общении с Ростроповичем. Продолжающая традиции баховских сочинений в этом жанре, но раскрывающая современные образы и написанная в стиле, характерном для музыки ХХ века, Сюита состоит из череды миниатюрных пьес. Она включает пять частей, из которых лишь пятая (Чакона) жанровыми элементами обращена в прошлое. Композитор выстраивает Сюиту как свободную композицию где медленная, речитативная первая часть (Declamato: Largo) подготавливает вступление полифонически сложной второй части (Fuga: Andante). Третью часть Бриттен пишет в жанре активного скерцо (Scherzo: Allegro molto). Медленная четвертая часть (Andante lento) воспринимается как своеобразное интермеццо, переводящее в финальную пятую часть (Ciaccona: Allegro), своими масштабами превосходящую все предыдущие части. Чакона—инструментальная пьеса, ярко представленная в музыке эпохе Барокко. Она строится как полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Бриттену удается создать сложное полифоническое сочинение, в котором традиционный жанр воспринимается уже в контексте музыки ХХ века.

Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых — произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Для него были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор сохраняет в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.

Золтан Кодаи — известный венгерский композитор, музыкант и теоретик музыки, автор сочинений, во многом опирающихся на традиции национального фольклора. Среди инструментальных сочинений композитора заслуженную известность обрела его трехчастная Соната для виолончели соло, написанная в 1915 году и посвященная первому исполнителю Евгению Керпели. Весьма значимой в сочинении в образном и техническом отношении является его третья, финальная часть (Allegro molto vivace), построенная на динамичных, остро акцентированных темах.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин