первая в России
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (в разные годы она называлась «Петроградская» и «Ленинградская») – первая в России; она же стала одним из старейших высших учебных заведений империи и ее столицы. Основанная в 1862 году и отмечающая ныне свое 160-летие, Консерватория положила начало систематической подготовке музыкантов – исполнителей и композиторов, сформировавших ведущие принципы отечественной музыкальной школы. С первых лет в Консерватории преподавали наиболее авторитетные музыканты Европы и России, определив тем самым особенности музыкального образования: А. Рубинштейн, Т. Лешетицкий, Г. Венявский, Л. Ауэр, К. Давыдов, Э. Кавалли и многие другие. Впоследствии в состав профессоров вошли Н. А. Римский–Корсаков, А. К. Глазунов и целый ряд ведущих музыкантов страны. Выпускниками Консерватории в разные годы стали музыканты мирового уровня, их список возглавляет П. Чайковский. Среди воспитанников учебного заведения – Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Е. Мравинский, И. Богачева, В. Гергиев, Ю. Темирканов, Г. Соколов. В 1944 году, в год 100-летия Н. А. Римского-Корсакова, Консерватории было присвоено имя композитора.
В конце XIX столетия Консерватории по распоряжению императора Александра III было передано здание одного из основных театров Санкт-Петербурга – Большого (Каменного) театра, специально реконструированного для учебного заведения. Расположенная в центре столицы, напротив Мариинского театра, Консерватория стала одним из основных ее музыкальных центров, где проходили активные выступления отечественных и зарубежных артистов. Красивейший зал Консерватории – Малый зал имени А. К. Глазунова («Зал квартетных собраний») и поныне остается одним из самых престижных для исполнителей.
Установленная традиция подготовки музыкантов всех специальностей предполагала тесную связанность учебного и исполнительского процессов с первых лет обучения. Множество больших и малых залов для выступлений, активная концертная жизнь Санкт–Петербурга, его особая звуковая аура безгранично расширяют возможности Консерватории: она была с самого начала и продолжает оставаться самым зна́чимым источником для пополнения всех концертных и театральных коллективов города, в значительной степени выступающих как сообщество единомышленников. Именно им предстоит творить в будущем музыку, которую, по словам Платона, «можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». В их числе - и солисты Санкт-Петербургского Дома музыки.