16
декабря
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
К 245-летию Л.ван Бетховена
I отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната  №4 для виолончели и фортепиано ор.102
Р.Шуман (1810-1856). Три пьесы фантазии ор.73
П.Сарасате (1844-1907). Цыганские напевы ор.20

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Сендецкий (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №31 для фортепиано op.110

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №4 для скрипки и фортепиано ор.23

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александра Коробкина (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Ксения Гиндина

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

 

О программе концерта

Соната для виолончели и фортепиано № 4 Людвига ван Бетховена  – одна из пяти виолончельных сонат, написанных композитором. Ее создание относится к 1815 году — времени, когда музыкант уже потерял слух. Бетховен посвящает ее графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в своем сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, напряженная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.
Фортепианная соната № 31 Ля-бемоль мажор принадлежит к числу сравнительно небольших по масштабам, но чрезвычайно насыщенных произведений Бетховена. Первая часть (Moderato cantabile molto espressivo) трактована композитором, вопреки традиции, как лирическая пьеса, лишенная острых конфликтов, раскрывающая все оттенки взволнованного чувства. Вторгающаяся вторая часть (Allegro molto), вводимая композитором для создания образного контраста, построена на активных скерцозных интонациях. Небольшой медленный эпизод приводит к заключительной фуге (Allegro, ma non troppo), решенной композитором в необычном ключе. Ее начальный и репризный разделы перемежаются выразительным Arioso, неповторимым по нежности высказывания. Реприза же построена на основной теме фуги, но в ее «обращенном» варианте (вместо движения восходящими квартами композитор вводит движение квартами нисходящими). Бетховен придает ей теперь торжественное звучание, которое достойно завершает всю сонату.
Немецкий композитор и пианист Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут “шумановским”». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора особое место занимают произведения для фортепиано, в которых он выступает как один из создателей нового направления. Романтическое начало связано как с содержанием пьес, так и их исполнением. Особой темой в произведениях Шумана становятся «фантазии», проявляющиеся в циклах разнохарактерных пьес и сопровождаемых автором иногда названиями (как в фортепианном цикле «Карнавал»), иногда – характеристикой настроений, как в «Трех фантастических пьесах», где миниатюры соединены по принципу контраста (1. Zart und mit Ausdruck — Нежно и с выражением; 2. Lebhaft, leicht —Оживленно, легко; 3. Rasch, mit Feuer — Скоро, с огнем). Созданный в 1851 году фортепианный цикл был посвящен графине Ройс-Кёстриц, одной из представительниц знатной семьи в Лейпциге, принадлежавшей к числу почитательниц композитора.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композитора считали за честь написать произведения для Сарасате, в числе таких посвященных сочинений — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Для своего инструмента Сарасате создал целый ряд сочинений, наибольшую известность среди которых получили «Испанские танцы» и особенно «Цыганские напевы», написанные в 1877 году. Сохранились сведения, что Сарасате задумал произведение во время своих гастролей в Будапеште, где его поразила игра цыганских ансамблей, исполнявших народные венгерские и цыганские мелодии.
«Цыганские напевы» представляет собой сюиту из четырех разнохарактерных частей, исполняющихся без перерыва (1. Moderato. 2. Lento. 3. Un poco pi lento. 4. Allegro Molto Vivace). Здесь отчетливо слышны и звуки венгерского национального чардаша, и «рыдания» цыганской скрипки, и вихревое кружение огненной пляски. Сочинение сразу же завоевало широкое признание, о нем писали, включали в концертные программы, «Цыганские напевы» и их автора упоминали даже в художественных произведениях (например, на концерт Сарасате отправляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон в рассказе «Союз рыжих»). Сложнейшее по технике, необычайно богатое по мелодике и ритму произведение многократно рождалось заново в переложениях для разных инструментов.
10 скрипичных сонат Л. ван Бетховена пользуются такой же известностью, как его фортепианные сонаты и симфонии. Прекрасный скрипач, Бетховен досконально знал возможности инструмента, предполагая их убедительное раскрытие в создаваемых опусах. Хотя и не сразу, но постепенно сонаты для скрипки все же завоевали признание исполнителей и слушателей, что произошло еще при жизни композитора. Соната № 4 ля минор ор. 23 была написана композитором в 1801 году и посвящена известному меценату и покровителю венских музыкантов графу Морицу фон Фрису. Выдающийся скрипач ХХ века Д. Ф. Ойстрах назвал ее «малой Крейцеровой сонатой», подчеркивая необычность и поразительную новизну сочинения, отмеченного чертами романтизма. Новым стоит считать и тональное построение сонатного цикла в скрипичной сонате (I. Presto a-moll; II. Andante scherzoso, più Allegretto A-dur; III. Allegro molto a-moll), где впервые в качестве основной тональности в первой и третьей частях вводится минор. Средняя же часть сонаты, обычно мягкая и лирическая, здесь решена как мажорное скерцо. Романтическая образность определила художественный строй всего сочинения. Уже главная партия первой части, в которой отчетливо слышны интонационные связи с бетховенской увертюрой «Кориолан», соединяет драматизм скрипичной мелодии с активным, тревожным триольным звучанием партии фортепиано, сохраняющим свое значение на протяжении всей части. Вторая часть – веселая, отчасти лукавая и насмешливая, также парадоксальна по своему художественному решению: это Andante scherzoso открывает для слушателя редкий образец медленного, мягкого скерцо. Третья часть знаменует возвращение героических образов первой части, доводя их до логического конца.
Проф.З.М.гусейнова
 

 
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков
Александра Коробкина (скрипка)