500-1000 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Л. ван Бетховен (1770–1827). Соната №3 для скрипки и фортепиано op.12
Р.Шуман (1810-1856). Соната №1 для скрипки и фортепиано op.105
С.Прокофьев (1891-1953). Соната № 2 для скрипки и фортепиано op.94bis
И.Стравинский (1882–1971). Дивертисмент для скрипки и фортепиано из балета «Поцелуй феи»
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского Сергей Редькин
О программе концерта
В инструментальном наследии Людвига ван Бетховена выделяются 10 сонат для скрипки и фортепиано, считавшихся, как и многие другие сонаты композитора, открытием в истории своего жанра. В ранних сочинениях Бетховен еще предстает как продолжатель «моцартовской линии», что с очевидностью проявляется в Сонате № 3 Ми бемоль мажор, созданной в 1798 году. В темах Сонаты слышны отголоски мелодий инструментальных и театральных сочинений Моцарта, но под пером Бетховена они обретают уже новый драматический оттенок. П. И. Чайковский говорил о «неподражаемой оригинальности этого сочинения. Первая часть (Allegro con spirito – Быстро, с воодушевлением) предстает мелодически насыщенной, соединяющей целый ряд разнохарактерных тем. Большую роль играет медленная вторая часть (Adagio con molt’espressione – Медленно, с необычайной экспрессией). Лирический центр Сонаты поражает мелодической красотой, богатством ладогармонических красок и необычностью структурного решения. Финал (Allegro molto – Очень быстро) написан композитором в форме рондо, а по характеру он приближается к столь любимой Бетховеном картине сельского праздника: предельно простая основная тема, упругий ритм, характерные «притоптывания» подчеркивают яркость народной сценки. В конце композитор вводит забавный эпизод: музыка постепенно стихает, словно удаляется…, но три заключительных аккорда подводят итог развитию событий. Сонату Бетховен посвятил своему учителю Антонио Сальери.
Робертом Шуманом, ярким представителем немецкого романтизма в музыке XIX века, в последние годы жизни были созданы три сонаты для скрипки и фортепиано, и все они связаны с деятельностью замечательного скрипача-виртуоза Йозефа Иоахима. Написанная в 1851 году очень быстро, в течение нескольких сентябрьских дней, первая Соната вскоре прозвучала на концертной эстраде и с тех пор прочно заняла свое место в репертуаре исполнителей. Три традиционные части сонатного цикла отчетливо передают характерные для романтиков экспрессию и значимость личностного начала. Большая же роль в творчестве композитора жанра песни (Шуман был известен как автор многих завоевавших признание камерно-вокальных сочинений) обусловила особый характер Сонаты, отличающейся мелодическим богатством. Первая часть (композитор предваряет ее ремаркой Mit leidenschaftlichem Ausdruck – С выражением страсти) предстает как монолог мятущейся, исстрадавшейся души. Вторая часть (Allegretto – Не очень быстро) соединяет в себе черты скерцо и спокойного танца. Финал (Lebhaft – Живо) возвращает к образам первой части (в конце Сонаты вновь возникает ее первая тема) в их драматически заостренном варианте. Стремительное, насыщенное энергичной моторикой соединение скрипки и фортепиано рождает ощущение Perpetuum mobile страдающего сердца. Не случайно сам композитор отмечал: «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучание, не имея средств для выражения душевных состояний».
Соната для скрипки и фортепиано № 2 (соч. 94bis, иногда обозначается как 94а) Прокофьева обрела дополнительное указание («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты фортепиано, созданной в годы войны. Ее первое исполнение Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись главным образом штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля композитора этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, о чем сам писал: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.
В 1928 году, в память о П.И. Чайковском И. Ф. Стравинский создал балет-аллегорию «Поцелуй феи» по сказке Г. X. Андерсена «Ледяная дева» («Снежная королева»). В Предисловие автор указал: «Я посвящаю этот балет памяти Петра Чайковского, отчасти потому, что вижу родство его музы с феей этой аллегории. Муза точно также отметила великого артиста своим роковым поцелуем, таинственная печать которого ощутима во всех его творениях». Стравинский не просто посвятил свое сочинение Чайковскому, он также использовал ряд его тем: романсы «Колыбельная в бурю», «Нет, только тот, кто знал» и «Зимний вечер», мотивы из Баллады Томского, «Детского альбома», «Спящей красавицы» и другие. Темы Чайковского в «Поцелуе феи» Стравинский преобразовывал уже в своем стиле, выделяя небольшие обороты и произвольно сопоставляя их. Позднее Стравинский сделал несколько обработок балета, создав в том числе в 1934 году версию для скрипки и фортепиано. Он включает следующие части: I. Увертюра. II. Швейцарские танцы. III. Скерцо. IV. Па-де-де: Адажио. V. Вариации. VI. Кода. Партию скрипки композитор обсуждал с известным виртуозом С. Душкиным, с которым совершил ряд гастрольных поездок.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин