17
февраля
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
150-200 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
общедоступный концерт
I отделение

М.Регер (1873-1916). Соната №1 для кларнета и фортепиано ор.49
К.Пендерецкий (р.1933). Три миниатюры для кларнета и фортепиано
Ф.Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета и фортепиано ор.184

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Данила Ефремов (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Екатерина Предвечнова
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната №23 для фортепиано "Аппассионата"
Д.Шостакович (1906-1975). 10 прелюдий  ор.34
Ф.Лист (1811-1886). Кампанелла

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсений Мун (фортепиано)

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Немецкий композитор Макс Регер неоднократно создавал сочинения для духовых инструментов различных жанров и для различных составов; среди них выделяются две Серенады для флейты, скрипки и альта (op. 77а и 141а), Квинтет для струнных с кларнетом (op. 146) и другие сочинения. В 1900 году композитором были написаны Две сонаты для кларнета и фортепиано ор. 49 — Ля бемоль мажор и Фа диез мажор (в 1909 году он напишет последнюю, третью сонату). Они возникли под впечатлением сонат И. Брамса и во многих отношениях предопределили развитие сонаты для духовых инструментов в Германии в последующие десятилетия. О сонатах для кларнета и фортепиано ор. 49 говорили, как о необычайно трудных в техническом отношении, где «автор нисколько не испытывал симпатии к исполнителям». Регер основывает свои сочинения на протяженных мелодиях, требующих от солистов объемного дыхания, виртуозного преодоления технических трудностей. Первая соната Ля бемоль мажор представляет собой масштабный четырехчастный цикл, где драматичная первая часть (Allegro affannato, то есть «тревожно») сменяется активным скерцо (Vivace) с контрастной средней частью, а далее следуют выразительная медленная часть (Lagro) и стремительный финал (Prestissimo assai). Композитор насыщает Сонату необычными инструментальными приемами, изысканным гармоническим звучанием, выразительной фразировкой.
Творчество одного из самых крупных польских композиторов современности Кшиштофа Пендерецкого богато и разнообразно. В каждый из музыкальных жанров он привносит новое содержание и использует чрезвычайно многоплановый спектр музыкально-выразительных средств. Но даже в самых сложных своих сочинениях, в том числе написанных с применением атональных методов, Пендерецкий обращен к слушателю, оставаясь понятным, узнаваемым и неизменно привлекательным. Три миниатюры для кларнета и фортепиано композитор создает в 1956 году; эти небольшие пьесы, традиционно соединенные по характеру и темпу (Allegro — Andante cantabile — Allegro ma non troppo), отличаются особой ясностью музыкального языка, искренностью и лукавым юмором.
Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962), премьерное исполнение которой состоялось уже после смерти автора, вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора: разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части; мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через весь цикл. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato – воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных сонат Людвига ван Бетховена. Композитор закончил ее в 1806 году, в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната посвящена графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки сам Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».
Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и все движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так или иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Необычна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppo – Presto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
Прелюдии для фортепиано ор. 34 были написаны Д.Д. Шостаковичем в период с 30 декабря 1932 года по 2 марта 1933 года. Идея сочинения обуславливалась желанием композитора, с одной стороны, представить в рамках 24-частного цикла галерею разнообразных художественных образов и ситуаций, с другой — объединить их, вслед за Ф. Шопеном и А.Н. Скрябиным, традиционным тональным кругом, где любая пьеса вытекает из предыдущей и переходит в последующую. В каждой из 24 прелюдий композитор словно стремится передать пестроту жизненных впечатлений: нежное чувство, сарказм, драматическую сценку, для каждой находит свои приемы выразительности и жанровые модели.
«Кампанеллой» у Ференца Листа называют третий этюд из опуса «Шесть трансцендентных этюдов по Паганини», написанного в 1838-1840 годах. Лист восхищался игрой выдающегося итальянского виртуоза, открывшего новые горизонты романтического исполнительства. Трансцендентный — то есть недоступный познанию, непостижимый для человеческого разума — характеризует в данном случае высшую виртуозность. В цикле Листа каждый этюд, основанный на темах знаменитых каприсов Паганини, формирует новые критерии пианистического мастерства. «Кампанелла» (от итальянского campanella — колокольчик) Листа написана на тему финала Скрипичного концерта № 2 Н. Паганини, здесь средствами фортепиано он передает всю нежность и мощь оркестрового звучания.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 
 
 
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Даниил Ефремов