17
февраля
Пятница
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
I отделение

        Л. ван Бетховен (1770-1827).  Соната № 21 для фортепиано «Аврора» до мажор ор.53
        Ф. Шуберт (1797-1828). Фантазия "Скиталец" до мажор op. 15 D 760

II отделение

Э.Гранадос (1867-1916). "Соломенная кукла" 
С.Прокофьев (1891-1953). Соната №7 для фортепиано Си бемоль мажор op.83
М.Равель (1875-1937). Хореографическая поэма «Вальс» (1920)

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Сычев (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена принадлежат к лучшим сочинениям мирового репертуара. Особой известностью среди них пользуется Соната № 21 До мажор, соч. 53, написанная в 1804 году. Современники назвали ее «Авророй» (по представлениям слушателей, в первой части изображена картина рассвета, и они присвоили ей имя богини утренней зари). Соната посвящена князю Фердинанду фон Вальдштейну, другу и покровителю композитора. Идеальная по форме, совершенная по музыкально-образному содержанию, Соната № 21 остается непреходящим образцом сочинений данного жанра. Ромен Роллан назвал «Аврору» «белой сонатой», поскольку в ней не столь очевидны характерные для композитора сопоставления мрака и света, здесь отсутствует трагическое начало, и музыка в целом энергична и оптимистична. В «Авроре» очевидны блестящие достижения в области виртуозного пианизма Бетховена, особенно подчеркивающего принцип токкатности. Традиционный трехчастный цикл (I. Allegro con brio II. Introduzione. Adagio molto.III. Rondo. Allegretto moderatoPrestissimo) раскрывает все художественные возможности сонатной формы, поражая драматургической напряженностью и виртуозностью звучания.
Фортепианные сочинения австрийского композитора Франца Шуберта, выдающегося представителя романтизма, передавшего «радости и скорби жизни так, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей» (Б.В. Асафьев), представлены многими жанрами. Фортепианная фантазия «Скиталец», написанная в один год со знаменитой «Неоконченной симфонией» (1822), открыла новые грани таланта ее автора. Виртуозность сочинения, его необычная масштабность свидетельствуют о новой ступени в развитии жанра. В качестве центрального эпизода Шуберт использовал одну из тем своей песни «Скиталец», которая, собственно, и дала название фантазии:
«Один я с гор иду тропой, –
Встает туман, шумит прибой.
Я грусти полн, таю мечты,
И сердце стонет: где же ты?»
Песня, опубликованная в 1821 году, очень быстро обрела популярность, благодаря ярко выраженным романтическим настроениям, продолжающим традиции Дж. Байрона. Новым в Фантазии стало решение композитора сосредоточить внимание на медленном разделе — скорбном Adagio, подчеркнув его особое значение в блистательной, виртуозной пьесе. «Скиталец» во многих отношениях предвосхитил «поэмные» формы романтиков (в том числе симфонические поэмы Ф. Листа). В одночастном произведении соединены четыре раздела: 1. Allegro con fuoco (C-dur); 2. Adagio (cis-moll); 3. Presto scherzo итрио (As-dur и Des-dur); 4. Allegro (C-dur); Coda. Программность, масштабная форма, в которой соединяются черты сонатности и вариационности, богатство гармонии, виртуозность делают Фантазию одним из самых ярких фортепианных сочинений Шуберта.
Испанский композитор, дирижер и пианист Энрике Гранадос завоевал особую известность, благодаря своим программным сочинениям разных жанров с их яркой картинностью, выразительными фольклорными интонациями, воспроизведением приемов гитарного исполнительства. Среди фортепианных сочинений композитора особенно выделяется сюита «Гойески» (1911), передающая образы живописных полотен великого испанского художника Франсиско Гойи. Композитор писал: «Я хотел бы дать в "Гойесках" индивидуальную ноту, смесь горечи и грации, хотел бы, чтобы ни одна из этих двух фаз не преобладала бы над другою в атмосфере утонченной поэзии». Пьеса «Соломенная кукла» с подзаголовком «Сцена гойеска» не включена в фортепианную сюиту «Гойески», но несколько раз исполнялась автором, как неотъемлемая её часть.«Соломенная кукла» («El pelele») навеяна образами одной из картин Ф. Гойи «Кукла», или «Игра в пелеле», где запечатлен эпизод очень популярной игры с соломенной куклой, которую подбрасывали на большом полотне. Гранадос создает динамичную пьесу в ярком национальном стиле, используя характерные испанские интонации и ритмы.
Фортепианная соната № 7 Сергея Сергеевича Прокофьева была задумана в 1939 году, когда, по свидетельству жены композитора, он прочитал книгу Ромена Роллана о Бетховене. На редкость точные, художественно емкие представления о музыке Бетховена, сформулированные писателем на страницах книги, повлияли на Прокофьева, обусловили тот творческий импульс, результатом которого стало создание нового произведения. Начатая тогда же, Соната была закончена только в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны и вскоре исполнена Святославом Рихтером. Пианист, передавая свое ощущение от этого сочинения, писал: «Соната бросает вас сразу в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Царит беспорядок и неизвестность. Человек наблюдает разгул смертоносных сил. Но то, чем он жил, не перестает для него существовать. Он чувствует, любит. Полнота его чувств обращается теперь ко всем. Он вместе со всеми протестует и остро переживает общее горе. Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантскую силу, утверждающую жизнь». Соната сразу завоевала признание, а композитору была присуждена Сталинская премия – первая из пяти, которыми будет отмечен Прокофьев на протяжении жизни.
С точки зрения музыкально-выразительных и технических приемов Соната № 7 считается одной из самых трудных у Прокофьева. Уже первая часть, задуманная автором в жестких, тревожных тонах, вызывает сложные музыкальные ассоциации. Ее главная партия - Allegro inquieto («Беспокойное аллегро») – содержит элементы и знаменитого бетховенского «мотива судьбы», и эпизода скачки крестоносцев из «Александра Невского», и очень важный для сонаты в целом элемент токкаты. Побочная партия (Andantino) рождается в интимно–лирической атмосфере русской песенности, незатейливая внешне, но с глубоким внутренним драматизмом. Сопоставление этих образов – то драматическое, то гротескное, где темы до неузнаваемости меняют облик, не дает возможности ощутить завершенность первой части, и она словно продолжается во второй части. Прокофьев вводит точное указание ее характера –Andante caloroso (то есть тепло). Композитор будто стремится к душевной гармонии и покою (не случайно тема проходит на фоне покачивающегося ритма колыбельной). Но и здесь неожиданно появляются отклики тем первой части, нарушающие звуковую гармонию.
Финал сонаты (Precipitato – Очень быстро) по силе и натиску не знает себе равных в фортепианной литературе. Здесь вновь возникает токкатное движение. Композитор использует в данной части необычный ритм 7/8, мощную аккордику, рождающие образ стихии невероятной силы и энергии.
Морис Равель — один из самых выдающихся французских композиторов первой половины ХХ века. Его, наряду с К. Дебюсси, называют основоположником импрессионизма в музыке, создателем красочной звукописи, колористической гармонии и оркестровки. В музыке Равеля нашла отражение испанская тематика (опера «Испанский час», Болеро), он был увлечен русской музыкой, особенно М. П. Мусоргским, оркестровав его «Картинки с выставки». Хореографическая поэма «Вальс» (1920) была задумана автором незадолго до начала Первой мировой войны, и тогда сочинение должно было называться «Вена» в честь знаменитой столицы вальсов. Создание Хореографической поэмы связано с деятельностью известного русского антрепренера С. П. Дягилева, произведение Равеля предназначалось для постановки в балетном театре Русских сезонов. Программа, предпосланная сочинению, объясняла, что в нем показана картина придворного бала, постепенно появляющегося из густой завесы облаков. Годы спустя Равель писал, что он хотел представить «своего рода апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем». Не случайно здесь отчетливо слышны интонации вальсов И. Штрауса. Однако композитор привносит в сочинение и трагические оттенки; они появляются при репризном проведении тем, постепенно становясь преобладающими, приводя конечное звучание к адскому вихрю.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин