18
января
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
500-1000 рублей
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
Мирослав Култышев
I отделение

В.-А. Моцарт (1756 – 1791). Allegro для фортепиано B-dur KV400/372A

Ф. Шопен (1810 – 1849).  
        Баллада №1 op.23 g-moll
        Баллада №2 op.38 F-dur
        Баллада №3 op.47 As-dur
        Баллада №4 op.52 f-moll

II отделение

С. Рахманинов (1873-1943). Вариации на тему Корелли для фортепиано, op.42

И. Стравинский (1882-1971). Три фрагмента из балета «Петрушка»
 Русская – У Петрушки – Масленица

Солист – лауреат международных конкурсов
Мирослав Култышев (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

После кончины Вольфганга Амадея Моцарта остался целый ряд незавершенных им сочинений (в том числе, как известно, знаменитый Реквием), многие из которых дописывались друзьями и учениками композитора. Так произошло и с Allegro B-dur, создававшимся как первая часть клавирной сонаты, фрагмент которой был записан Моцартом в 1781 году. Работу над окончанием произведения выполнил друг композитора, аббат Максимилиан Штадлер (1748-1833), посвятивший много времени завершению моцартовских опусов и всегда старавшийся максимально сохранить стиль великого музыканта.
Термин «баллада» вошел в западно-европейскую музыку первой половины 19 века под влиянием поэзии, где он обозначал развернутое повествовательно-драматическое произведение со сложным сюжетом и неожиданной роковой развязкой. Очень часто в основу баллад были положены фольклорные сказания и легенды, придававшие произведениям особый эпический оттенок. На основе поэтических баллад создавались сначала вокально-инструментальные сочинения (одно из самых известных — баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта), затем в творчестве Фредерика Шопена утвердился жанр инструментальной, фортепианной баллады — масштабного, одночастного, структурно сложного сочинения, в котором соединены повествовательное и трагическое начало, острые коллизии и выразительная картинность, выражение лирических чувств и переживаний. Они возникли как отзвуки на выдающиеся поэтические творения И.-В. Гете, Г. Гейне, А. Мицкевича. В написанных композитором в разные годы четырех балладах нет конкретной программы, но в них воплотился характерный для романтиков интерес к историческому прошлому, к фольклорным материалам, к элементам фантастики. С. И. Рихтер, выдающийся интерпретатор музыки Шопена, выразил свое отношение к сочинениям предельно кратко: «Четыре баллады — четыре неба».Все баллады Шопена написаны в совершенно новых для музыкального искусства свободных формах. Одночастные по структуре, они соединяют в себе в то же время черты сонаты, вариаций и других жанров.
Баллада № 1 (1835) стала первым крупным сочинением композитора, в котором переданы его трагические переживания, во многом связанные с судьбой Польши. Небольшое, афористически емкое вступление Балладе словно вводит в круг событий, суть которых раскрывается в дальнейшем. Главная партия — нетрадиционно элегичная, возникающая как воспоминание о давно ушедшем, с чертами вальсовости; далее она активно трансформируется, превращаясь в насыщенный драматический монолог. Побочная партия по праву считается одной из самых возвышенно-поэтичных, благородных мелодий Шопена, которая будет приобретать в процессе развития новые оттенки. Драматизм разработки приведет обе темы к сильнейшему конфликту, давая возможность словно воочию убедиться в трагичности событий. В разработке обращает на себя внимание небольшой скерцозный эпизод — блистательно-виртуозный и одновременно по-шопеновски изящный и возвышенный. В репризе композитор меняет местами проведение главной и побочной партий, далее в коде завершая звучание на трагической ноте.
Балладу № 2 (1837) Шопен посвятил Р. Шуману. Среди всех баллад данное сочинение выделяется своей очевидной «сюжетностью», театральностью. Композитор использует форму, близкую к рондо, в которой постоянно возвращается исходный спокойный, почти фольклорный мотив, передающий «образ сказителя». Но уже после первого его проведения возникнет демоническая тема, создавая угрожающий контраст. Б. В. Асафьев вспоминал об образном решении этого контраста М. А. Балакиревым: «Пастораль и буря!». Сопоставление данных тем в разработке приводит к постепенному ослаблению первого образа, он достигает своего апогеяв мощной коде, и в заключении звучит уже как тоскливое воспоминание.
Баллада № 3 (1841) по характеру в значительной степени отличается от второй баллады: она менее изобразительна, в ней отчетливо проявляется пластичность, ее завершение светло и безоблачно. Композитор посвятил Балладу одной из своих учениц — Полин де Ноай. Начальная тема, близкая по характеру народным лирическим напевам, проходит на протяжении сочинения: на многократном ее проведении построен первый раздел сочинения. Второй же его раздел переводит звучание в состояние острой взволнованности и драматического пафоса. Блистательная виртуозность, мастерское преобразование тем, богатство тонально-гармонического развития, яркая фактурная палитра позволяют композитору вовлечь слушателя в звуковую стихию, сделать его участником волшебных событий.
Баллада № 4 (1842), посвященная 17-летней пианистке, красавице, баронессе Шарлотте де Ротшильд, вновь раскрывает столь значимые для композитора темы Польши, где сплетаются драматические и пейзажные образы, слышны интонации народных песен и танцев. Все это разворачивается в повествовательном ключе, словно давая возможность ощутить беспредельную красоту звуковой картины. ОткрываетБалладу традиционное вступление — образ сказителя, из его темы-запева вырастает дальнейшее повествование, где настроения сменяют друг друга, создавая в целом волшебную и одновременно драматическую музыкальную картину.
Вариации на тему Корелли ор. 42 были написаны Сергеем Васильевичем Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года во Франции. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора 17 века А. Корелли, который включил в свое сочинение тему старинной португальской танцевальной «фолии» и которую позднее использовали многие композиторы, в числе которых — А. Вивальди, Ф. Лист, А. Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределяет общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13-й и 14-й вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям, словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. Скрытая программность сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Diesirae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность.
Балет «Петрушка» был написан Игорем Федоровичем Стравинским в 1911 году по заказу организатора «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилева и в расчете на возможности его блистательной балетно-оперной труппы. Балет — стилизация народного балаганного действа — был поставлен в Париже в 1911 году, позднее автор сделал фортепианное переложение трех фрагментов сочинения — 1. «Русская» 2. «У Петрушки» 3. «Масленица». Стравинский намеренно ввел в сочинение нарочито банальные народные мелодии, преимущественно городского происхождения, которые убедительно передают атмосферу народного гулянья.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Мирослав Култышев