350-400 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Г. Ф. Телеман (1681-1767) – О.Оромсеги (р.1930).
Соната для фагота и фортепиано ми минор TWV 41:e5
В.-А.Моцарт (1756-1791). Соната для фагота и виолончели KV292
Партия виолончели лауреат международных конкурсов Андрей ЕфимовскийФ.Девьен (1759-1803). Соната №5 для фагота и фортепиано соль минор ор.24
Исполняет лауреат международных конкурсовГеоргий Радзевич (фагот)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Станислав Соловьев
II отделение
И.С.Бах (1685-1750). Прелюдия и Жига из Сюиты №4 для виолончели соло
Л. Боккерини (1743-1805). Соната №6 для виолончели и фортепиано G 4
Д. Шостакович (1906-1975). Соната для виолончели и фортепиано ор.40
Андрей Ефимовский (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Станислав Соловьев
О программе концерта
Георг Филипп Телеман известен как крупнейший немецкий композитор эпохи барокко, автор более 1000 произведений разных жанров, в том числе пассионов, опер, симфонических, концертных и камерно-инструментальных сочинений. Телеман был одним из тех, кто утверждал в музыке, наряду с полифоническими, гомофонно-гармонические принципы музыкального письма. Известный писатель ХХ века Р. Ролан писал о нем: «…нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью». Телеман широко использовал в своей музыке звучания не только немецких, но также французских, итальянских, польских мелодий, был необычайно изобретателен в передаче звуковых образов окружающей природы, умел раскрыть драматические и одновременно шутливые настроения. Его сочинения соединяют черты барокко и галантного стиля, обеспечивая рождение музыки, хотя и незамысловатой, но необычайно привлекательной для слуха. Написанная в 30-е годы 18 века, Соната для виолы да гамба ми минор является одним из многочисленных образцов жанра инструментальной сонаты в творчестве Телемана. Виола да гамба (viola da gamba, т. е. ножная виола) – популярный старинный струнный инструмент, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. Композитор в своей Сонате создает небольшой по масштабам четырехчастный цикл, где первая часть (Cantabile) воспринимается как лаконичное певучее вступление к быстрой второй части (Allegro). Она сменяется лирической третьей частью, где преобладает песенное начало (Recitativo – Arioso), а финал (Vivace) решен как подвижная, темпераментная пьеса. Современный венгерский фаготист Отто Оромсеги осуществил переложение Сонаты для фагота и фортепиано.
Среди многочисленных инструментальных сонат В. А. Моцарта выделяется необычным сочетанием инструментов его Соната для фагота и виолончели си-бемоль мажор (KV 292), написанная в 1775 году. Традиционная для Моцарта трехчастная форма Сонаты (Allegro – Andante - Rondo: Allegro) приобретает особое звучание, благодаря мастерским звуковым эффектам, позволяющим исполнителям продемонстрировать как сольные, так и ансамблевые возможности каждого из инструментов. Соната посвящена фаготисту–любителю Т. фон Дёницу (1756-1807), по заказу которого Моцарт написал несколько произведений для данного инструмента.
Франсуа Девьен – известный французский флейтист, фаготист и композитор, автор многочисленных сочинений, в том числе опер, камерных ансамблей, концертов для разных инструментов. Современники часто называли его «французский Моцарт», поскольку сочинения Девьена по своему стилю были близки музыке его блестящего современника. Предположительно в 1802 году Девьеном был создан цикл «Шесть сонат для фагота и фортепиано». Изящные мелодии, богатая орнаментика, грациозная лиричность медленных частей, характерные для сочинений композитора, проявились и в данных сонатах, каждая из которых открывает новые выразительные возможности фагота. Соната № 5 из этого цикла отражает основные черты стиля композитора: выразительная энергичная первая часть (Allegro con expressione), галантная медленная вторая часть (Adagio) и традиционное завершающее рондо (Rondeau) словно разворачивают перед слушателями ряд волшебных картин.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам выдающегося отечественного исполнителя Даниила Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Сюита № 4 является одной из самых известных, и исполнение двух пьес — Прелюдии и Жиги — демонстрируют жанровое и образное богатство баховского инструментального стиля.
В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини виолончель играла особую роль: уже с 13 лет он выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виолончелиста-виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), Боккерини постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих и в наши дни в репертуар исполнителей. Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Его Соната для виолончели и фортепиано Ля мажор, входящая в состав сборника из шести сонат, представляет собой образец ранней сонаты. Три части соотносятся между собой по принципу «медленно-быстро-медленно». Выразительная первая часть (Adagio) c характерными инструментальными украшениями сменяется активной второй частью (Allegro), завершаясь финалом (Affettuoso), который, раскрывая значение термина, действительно звучит «очень нежно, страстно, порывисто».
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин