18
апреля
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
350-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Г. Ф. Телеман (1681-1767) – О.Оромсеги (р.1930).
Соната для фагота и фортепиано ми минор TWV 41:e5

В.-А.Моцарт (1756-1791). Соната для фагота и виолончели KV292

Партия виолончели – лауреат международных конкурсов Андрей Ефимовский

Ф.Девьен (1759-1803). Соната №5 для фагота и фортепиано соль минор ор.24

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Георгий Радзевич (фагот)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Станислав Соловьев
II отделение

И.С.Бах (1685-1750). Прелюдия и Жига из Сюиты №4 для виолончели соло

Л. Боккерини (1743-1805). Соната №6 для виолончели и фортепиано G 4

Д. Шостакович (1906-1975). Соната для виолончели и фортепиано ор.40
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Ефимовский (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Станислав Соловьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Георг Филипп Телеман известен как крупнейший немецкий композитор эпохи барокко, автор более 1000 произведений разных жанров, в том числе пассионов, опер, симфонических, концертных и камерно-инструментальных сочинений. Телеман был одним из тех, кто утверждал в музыке, наряду с полифоническими, гомофонно-гармонические принципы музыкального письма. Известный писатель ХХ века Р. Ролан писал о нем: «…нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью». Телеман широко использовал в своей музыке звучания не только немецких, но также французских, итальянских, польских мелодий, был необычайно изобретателен в передаче звуковых образов окружающей природы, умел раскрыть драматические и одновременно шутливые настроения. Его сочинения соединяют черты барокко и галантного стиля, обеспечивая рождение музыки, хотя и незамысловатой, но необычайно привлекательной для слуха. Написанная в 30-е годы 18 века, Соната для виолы да гамба ми минор является одним из многочисленных образцов жанра инструментальной сонаты в творчестве Телемана. Виола да гамба (viola da gamba, т. е. ножная виола) – популярный старинный струнный инструмент, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. Композитор в своей Сонате создает небольшой по масштабам четырехчастный цикл, где первая часть (Cantabile) воспринимается как лаконичное певучее вступление к быстрой второй части (Allegro). Она сменяется лирической третьей частью, где преобладает песенное начало (Recitativo – Arioso), а финал (Vivace) решен как подвижная, темпераментная пьеса. Современный венгерский фаготист Отто Оромсеги осуществил переложение Сонаты для фагота и фортепиано.
Среди многочисленных инструментальных сонат В. А. Моцарта выделяется необычным сочетанием инструментов его Соната для фагота и виолончели си-бемоль мажор (KV 292), написанная в 1775 году. Традиционная для Моцарта трехчастная форма Сонаты (Allegro – Andante - Rondo: Allegro) приобретает особое звучание, благодаря мастерским звуковым эффектам, позволяющим исполнителям продемонстрировать как сольные, так и ансамблевые возможности каждого из инструментов. Соната посвящена фаготисту–любителю Т. фон Дёницу (1756-1807), по заказу которого Моцарт написал несколько произведений для данного инструмента.
Франсуа Девьен ­– известный французский флейтист, фаготист и композитор, автор многочисленных сочинений, в том числе опер, камерных ансамблей, концертов для разных инструментов. Современники часто называли его «французский Моцарт», поскольку сочинения Девьена по своему стилю были близки музыке его блестящего современника. Предположительно в 1802 году Девьеном был создан цикл «Шесть сонат для фагота и фортепиано». Изящные мелодии, богатая орнаментика, грациозная лиричность медленных частей, характерные для сочинений композитора, проявились и в данных сонатах, каждая из которых открывает новые выразительные возможности фагота. Соната № 5 из этого цикла отражает основные черты стиля композитора: выразительная энергичная первая часть (Allegro con expressione), галантная медленная вторая часть (Adagio) и традиционное завершающее рондо (Rondeau) словно разворачивают перед слушателями ряд волшебных картин.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам выдающегося отечественного исполнителя Даниила Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Сюита № 4 является одной из самых известных, и исполнение двух пьес — Прелюдии и Жиги — демонстрируют жанровое и образное богатство баховского инструментального стиля.
В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини виолончель играла особую роль: уже с 13 лет он выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виолончелиста-виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), Боккерини постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих и в наши дни в репертуар исполнителей. Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Его Соната для виолончели и фортепиано Ля мажор, входящая в состав сборника из шести сонат, представляет собой образец ранней сонаты. Три части соотносятся между собой по принципу «медленно-быстро-медленно». Выразительная первая часть (Adagio) c характерными инструментальными украшениями сменяется активной второй частью (Allegro), завершаясь финалом (Affettuoso), который, раскрывая значение термина, действительно звучит «очень нежно, страстно, порывисто».
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин