200-250 рублей
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
В. А. Моцарт (1756-1791) Концерт для кларнета с оркестром ля мажор KV622
Солист лауреат международных конкурсовВладимир Ершов (кларнет)
К.Сен-Санс (1835-1921). Концерт №1 для виолончели с оркестром
Солист лауреат международных конкурсовВладимир Орлов (виолончель)
II отделение
Л.ван Бетховен (1770-1827). Концерт №3 для фортепиано с оркестром ор.37
Солистка лауреат международных конкурсовАнастасия Воротная (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор, был одним из последних законченных произведений В. А. Моцарта и самым известным концертом в репертуаре кларнетистов. Композитор создал Концерт в 1791 году для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Моцарт сохраняет здесь традиционный трехчастный цикл (Allegro – Adagio – Rondo), как бы подводя итог жанру инструментального концерта в своем творчестве. Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, как будто композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, по–моцартовски выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль в Концерте играет вторая, медленная часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения – нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, подчас несущее у Моцарта юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие звучания сольного инструмента.
Камиль Сен-Санс (1835—1921) — французский композитор, пианист, органист, дирижер, работавший во многих жанрах. Среди его инструментальных сочинений немалую роль играют произведения блестяще-виртуозного стиля, позволяющих исполнителям продемонстрировать техническое мастерство и создать ослепительные инструментальные полотна. Созданный в 1873 году Первый концерт для виолончели с оркестром ля-минор, с одной стороны, отражает характерные черты творчества самого Сен-Санса, с другой — замечательно вписывается в традицию ярких, романтических концертов для этого инструмента, представленных именами Р. Шумана, А. Дворжака и других музыкантов. Сен-Санс сохраняет здесь характерную для романтического инструментального концерта одночастную форму, в которой отчетливо выделяются и драматические, и светлые лирические эпизоды, мы слышим намеки на старинный менуэт и элегичную песню, очень естественно вплавленные в инструментальное звучание. Калейдоскоп виртуозных технических приемов, применяемых композитором к солирующему инструменту, соединяется с яркой оркестровкой, характерной в целом для творчества Сен-Санса.
Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Л. ван Бетховена пятью концертами для фортепиано с оркестром, одним скрипичным концертом и тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано. Созданный в 1800 году, Третий концерт был впервые исполнен композитором три года спустя, в 1803 году. Бетховен посвятил его Фридриху Прусскому. Для концерта композитор избирает одну из самых любимых своих тональностей – до-минор, которую он обычно использовал для показа мужественных, драматических образов, как, например, в фортепианной Патетической сонате, и это обстоятельство во многом определяет общий строй Третьего концерта. В нем по сравнению с первыми двумя фортепианными концертами композитор по-новому представляет сам жанр, не только усиливая партию солиста, но и отводя значительную роль в передаче замысла инструментам оркестра. Они «вступают в диалог» с солирующим фортепиано, иногда выходят на первый план, словно приближая концерт к симфонии. Три части Концерта (Allegro con brio – Largo – Rondo:Allegro) последовательно раскрывают драматургию сочинения, построенную на сопоставлении разделов драматических, основанных на темах с четким решительным ритмом, и разделах более лирических, плавных. По-бетховенски мощные эпизоды, чередуясь с фрагментами, рисующими эмоционально-возвышенные образы, рождают многогранное, наполненное пафосом и лирикой звучание, столь характерное для композитора.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин