18
ноября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). Увертюра "Кориолан" до минор ор.62
 
Й.Гайдн (1732-1809). Концерт №2 для виолончели с оркестром Ре мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Орлов (виолончель)
II отделение

С.Прокофьев (1891-1953). Гавот из "Классической симфонии" ор.25
 
С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №3 для фортепиано с оркестром ор.26

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Иванова (Дон) (фортепиано)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

В симфоническом наследии Людвига ван Бетховена особое место занимают одночастные программные увертюры, часто связанные с выдающимися произведениями европейской литературы. Одной из них стала увертюра «Кориолан», написанная в 1807 году для постановки трагедии австрийского драматурга Г. Коллина, с которым Бетховен был связан дружескими отношениями. Главный герой произведения – древнеримский полководец, который пошел войной против Рима, вступив в союз с его врагами. Бетховена привлекла идея раскрыть внутренний конфликт Кориолана, приведший его к самоубийству. Характерная для музыкального романтизма тема претворена композитором ярко и убедительно, она во многих отношениях определила черты будущих одночастных симфонических поэм. Столкновение жестких начальных аккордов (словно «тема рока»), сумрачного, тревожного звучания главной партии и светлой, певучей побочной партии раскрывают основной конфликт сочинения. Очень быстро увертюра к трагедии стала исполняться как отдельное произведение Бетховена, олицетворяя новое драматическое начало, вошедшее в музыку с именем великого композитора.
Среди многочисленных инструментальных сочинений выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна особняком стоят два его Концерта для виолончели с оркестром — До мажор и Ре мажор. Второй из них был написан в 1784 году и по праву считается одним из лучших образцов концертного жанра в наследии композитора. Великолепное инструментальное мышление, знание выразительных возможностей инструментов в их солирующем и ансамблевом вариантах, умение соотнести звучание групп оркестра и представить их в идеальных пропорциях, «игра» инструментальными тембрами – все это ярко проявилось и в виолончельном концерте. Использование устойчивой трехчастной формы (Allegro moderato - Adagio – Rondo. Allegro) не сковывает фантазии музыканта, в рамках концертного цикла ему удается воплотить и драматизм, и сумеречно-лирические настроения, и жанровые сценки.
Сергей Сергеевич Прокофьев начал работу над Симфонией № 1 в 1916 году, большую же часть написал в 1917-м, завершив работу 10 сентября 1917 года. Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор.
Симфонию можно считать одним из первых неоклассических произведений Прокофьева: она во многом воссоздает стиль сочинений Й. Гайдна, хотя структура симфонии и не соответствует композиции гайдновской эпохи. Симфония состоит из четырех частей (Allegro – Larghetto - Gavotta. Non troppo allegro - Finale. Molto vivace). Композитор использовал здесь гайдновский состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные.
Прокофьев писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма, и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить, симфонию в классическом стиле». Но композитор не стремился точно воссоздать стиль гайдновской эпохи. Конечно, в музыке представлены основные черты классицистского стиля, но переданы они композитором ХХ века с использованием современных ему музыкальных средств. Например, 3-я часть симфонии Прокофьева – это Гавот (с трио в качестве средней части), в то время как у композиторов гайдновской эпохи здесь всегда был Менуэт. Наряду с классицистскими чертами в симфонии четко представлены черты музыки ХХ века.
Фортепианные концерты С.С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б. В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante - Allegro) - возвышенное solo кларнета - резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который некогда вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Владимир Орлов
Елизавета Иванова