Ф.Лист (1811-1849). Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор S.124
Солистка лауреат международных конкурсовДина Иванова (фортепиано)
М.Равель (1875-1937). Концерт №1 для фортепиано с оркестром соль мажор
Солист лауреат международных конкурсовАндрей Решетник (фортепиано)
II отделение
Ф.Шопен(1810-1849). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор ор.11
Солист лауреат международных конкурсов
Никита Каплунов (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Алексей Васильев
О программе концерта
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ми бемоль мажор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа был написан в 1849 году, в период расцвета выступлений музыканта в качестве пианиста-виртуоза, хотя в дальнейшем Лист продолжал вносить в Концерт различные изменения. Премьерное исполнение произведения прошло в Веймаре в 1855 году, где автор исполнял сольную партию, а в качестве дирижера выступил великий Гектор Берлиоз.
Блистательный исполнитель, Лист писал о любимом инструменте: «Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь,— больше того, до сих пор он был моим “я”, моим языком, моей жизнью!». Композитор в Концерте осуществил давно задуманное: он уравнял в правах партии солиста и оркестра, безгранично расширив художественные и технические возможности рояля, доведя их до масштабов оркестра. Творение Листа утверждает в европейской музыке вид одночастного концерта, соединяющего в себе одновременно и черты цикла. Четыре раздела (Allegro maestoso - Quasi Adagio - Allegretto vivace. Allegro animato - Allegro marziale animato), идущие без перерыва, как бы раздвигают привычные рамки концерта, переводя его в жанр поэмы, позволяя многогранно раскрыть основные образы. Сквозным элементом, проходящим через весь Концерт, становится начальный четырехзвучный мотив, возникающий в разных эпизодах сочинения и приобретающий то грозно-устрашающий, то триумфально-победный характер.
Морис Равель — один из выдающихся французских композиторов первой половины ХХ века. Его, наряду с К. Дебюсси, называют основоположником импрессионизма в музыке, создателем красочной звукописи, колористической гармонии и оркестровки. В музыке Равеля нашла отражение испанская тематика (опера «Испанский час», Болеро), он был увлечен русской музыкой, особенно М.П. Мусоргским, оркестровав его «Картинки с выставки».
Среди сочинений Равеля видное место занимают два Концерта для фортепиано с оркестром (оба закончены в 1931 году). Концерт Соль мажор сам Равель называл «дивертисментом в духе Моцарта». Это произведение дает возможность говорить о композиторе как о выдающемся мастере концертного письма, остроумном и дерзком, крупнейшем знатоке оркестра. Концерт вобрал в себя наиболее характерные черты композиторского мышления: яркую образность, импрессионистические приемы, национальные элементы. По своему содержанию Концерт оказался в чем-то схожим с волшебной сказкой, словно отражающей пристрастия ее автора. Один из учеников Равеля, описывая дом композитора в предместье Парижа, отмечал: «старомодные безделушки соседствовали с куклами, механическими птичками, корабликами, навеки замурованными на дне стеклянных сосудов». Окружавшая композитора атмосфера оказалась воплощенной в Концерте, посвященном выдающейся французской пианистке Маргарите Лонг (1874—1966). Создание сочинения обуславливалось особым подходом композитора к данному жанру, который отмечал: «Я считаю, что музыка концерта может быть веселой и блестящей; не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм». В Концерте его первая (Allegramente) и очень короткая третья (Presto) части в полной мере отвечают избранному принципу яркости, блеска звучания. Лирическим центром становится вторая часть (Adagio assai) — замечательная инструментальная ария, в основе которой лежит одна из самых протяженных мелодий композитора (она занимает 36 тактов; по объему ее можно сравнить с темой знаменитого «Болеро», которая длится 34 такта). Ее «бесконечность», рождающая ощущение особой возвышенности, отстраненности от всего суетного, прекрасно раскрывает внутренний мир художника.
Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для фортепиано композитором выделяются два концерта (1829 и 1830 годы), в которых проявилось блестящее мастерство виртуоза.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 1: (I. Allegretto maestoso. II. Romance. Larghetto. III. Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом сочинении, написанном юным Шопеном, много лет спустя композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного инструмента.
Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль: в ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин