20
января
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Ты, Моцарт, бог..." К 260-летию В.А.Моцарта
I отделение

В.А.Моцарт (1756-1791).
Соната №11 для фортепиано Ля мажор K331
Рондо для фортепиано Ре мажор
Вариации для фортепиано на тему ариетты "Unser dummer Pöbel meint"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Николай Саратовский (фортепиано)
II отделение

В.А.Моцарт (1756-1791).
Соната для флейты и фортепиано Ре мажор KV285
 Андантино из концерта для флейты и арфы
 Соната для флейты и фортепиано До мажор К.14
 Анданте для флейты и оркестра KV315
 Рондо из концерта для флейты и оркестра Соль мажор К.313
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Санников (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Николай Саратовский

IN ENGLISH

О программе концерта

Среди записей, сделанных П. И. Чайковским в 1886 году в своем дневнике, есть следующая: «В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». Выдающийся русский композитор в полной мере оценил неповторимость гениального собрата, который оставался великим во всех жанрах, в которых работал, и сделал их таковыми, благодаря своим творениям.
Невероятное по масштабам музыкальное наследие В. А. Моцарта, прожившего неполных 36 лет, охватывает сочинения разных жанров и для разных составов. Сегодня в концерте будет представлена лишь малая часть его фортепианных и флейтовых опусов, среди которых есть и широко известные, и редко исполняемые сочинения.
Время и место создания Сонаты № 11 Ля мажор Моцарта подлинно неизвестно, обычно называют длительный период с 1778 по 1784 годы. Соната принадлежит к числу наиболее известных произведений Моцарта, ее часто называют «сонатой с турецким маршем» из-за необычного финала. Но нетрадиционным в сочинении является не только финал; уже первая часть удивляет тем, что написана она не как сонатное аллегро, а как тема с шестью вариациями (Tema. Andante grazioso. Variationen I-VI ). Характер темы — спокойный, песенный, слегка грациозный, отдаленно напоминающий мягкую сицилиану. Вариации различны по характеру: в первой преобладает изящная галантность; грациозная вторая выделяется юмористическим оттенком; третья (композитор в отличие от остальных проводит ее в ля-миноре) отличается грустным настроением; четвертая своим смелым размашистым движением создает динамический размах; пятая вариация близка к инструментальной арии; шестая вариация выделяется подчеркнутой танцевальностью. Вторая часть Сонаты – Менуэт сохраняет основные черты старинного танца, где решительным крайним частям контрастирует нежная, плавная середина. Третьей части композитор предпослал указание «Alla turca» («В турецком стиле»), а особенности строения финала способствовали тому, что пьесу стали называть «Турецкое рондо» или чаще — «Турецкий марш». С подлинной фольклорной музыкой Турции тема финала никак не связана, слово «турецкий» в 18 веке в европейском искусстве обычно использовали для общего обозначения «янычарской» музыки, воспринимаемой как варварская, дикая. Моцарт неоднократно обращался к этому интонационному пласту, например, он ярко проявился в его опере «Похищение из сераля». Своеобразие и динамичность выразительной основной темы придает завершающей части Сонаты новый оттенок.
Рондо представлено во многих сочинениях Моцарта: предусматриваемое в данной музыкальной форме многократное возвращение основной темы–рефрена определяет возможность для композитора вновь и вновь утверждать важный для него художественный образ. На рукописи Рондо Ре мажор (К. 485) Моцарт выписал дату — 10 января 1786 года и посвящение одной из своих любимых учениц, своеобразным музыкальным портретом которой и стала тема сочинения (хотя справедливости ради следует отметить, что эта тема ранее уже использовалась композитором в его Фортепианном квартете соль минор). По мнению Альфреда Эйнштейна, автора всемирно известной монографии о композиторе, эта тема «превосходна по красоте и приятности». Она в полной мере передает пылкие чувства, владевшие композитором в тот памятный день.
Полное название написанного В. А. Моцартом в 1784 году фортепианного цикла — «10 вариаций на тему ариетты "Unser dummer Pоеbel meint" ("Так думает наша глупая чернь") из зингшпиля К.-В. Глюка "Die Pilgrime von Mekka" ("Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки"»). Ариетту в зингшпиле поет слуга Осмин, сопровождающий принца Али в Каире (еще одно сочинение, раскрывающее ориентальную тему). По свидетельству современников, вариации на какие-либо популярные темы рождались у Моцарта обычно в сольных концертах, когда «на бис» он импровизировал на глазах у публики, создавая сложные композиции. Использование в данном случае широко известной темы Глюка было обусловлено присутствием прославленного маэстро на моцартовском концерте и стало своеобразным музыкальным приношением одного выдающегося композитора другому.
Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели Ре мажор K. 285 создавался Моцартом в 1777 году по заказу флейтиста из Мангейма Фердинанда де Жана. Избранный жанр предполагает равноправие всех участников ансамбля, однако Моцарт все же выделяет в Квартете флейту, поручая ей проведение основных тем сочинения, усиливая в партии инструмента концертирующее начало. Выразительная первая часть (Allegro) сменяется поэтичным Adagio (оно вполне могло бы стать прелюдией к сцене «царства умерших» в «Орфее» Глюка). Третья же часть (Rondo) — еще один вариант искрометного, мелодически щедрого финала, которыми так богато наследие композитора. В настоящее время сочинение исполняется преимущественно в переложении для флейты и фортепиано.
Двойной концерт для флейты и арфы с оркестром До мажор (K. 299) был написан Моцартом в 1778 году в Париже. Он предназначался для флейтиста-любителя А. Л. Боньера и его дочери-арфистки, к которой Моцарт был приглашен в качестве учителя по композиции. В те годы арфа еще не стала постоянным инструментом в оркестре, но была очень распространена в салонном музицировании. Необычным было и концертное сочетание арфы с флейтой, созданное Моцартом. Концерт быстро стал популярным среди исполнителей, особенно его вторая часть — прекрасное лирическое Andantino, написанное в форме вариаций. В дальнейшем было сделано переложение произведения, где партия арфы передавалась фортепиано.
Первоначальный вариант Сонаты До мажор (К. 14) предназначался В. А. Моцартом для скрипки и фортепиано (в ансамбль могла включаться и виолончель), и лишь впоследствии было сделано ее переложение для флейты. Соната принадлежит к числу ранних сочинений композитора. Она была написана в числе других сонат в 1764 году в Лондоне, где Моцарт выступал в рамках своего большого европейского концертного турне, и посвящена королеве Шарлотте. Соната во многом отражает особенности раннего, доклассического стиля композитора. Необычность проявляется даже в строении Сонаты, где первые части написаны в темпе Allegro, а завершают все произведение два галантных Менуэта.
Среди многочисленных инструментальных миниатюр В. А. Моцарта выделяется его Анданте для флейты и оркестра До мажор (K.315), созданное в 1778 году. Первоначально пьеса предназначалась в качестве замены второй части Концерта для флейты № 1 Соль мажор (K. 313). Заказчику и исполнителю Концерта Соль-мажор, флейтисту Ф. де Жану не понравилось (или показалось трудным для исполнения) первоначальное Adagio, и Моцарт заменил его лаконичным Andante. Впоследствии нежное, выразительное, наполненное идиллическими оттенками Анданте стало исполняться как самостоятельная пьеса. Третья же часть Концерта для флейты с оркестром Соль мажор (К.313) Rondo была написана в жанре Менуэта. Но и здесь композитор отходит от традиционной трактовки старинного танца и создает яркую, наполненную весельем и юмором, музыкальную пьесу.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Николай Саратовский
Андрей Санников