300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
В.А.Моцарт (1756-1791).
Соната №11 для фортепиано Ля мажор K331
Рондо для фортепиано Ре мажор
Вариации для фортепиано на тему ариетты "Unser dummer Pöbel meint"
Николай Саратовский (фортепиано)
II отделение
В.А.Моцарт (1756-1791).
Соната для флейты и фортепиано Ре мажор KV285
Андантино из концерта для флейты и арфы
Соната для флейты и фортепиано До мажор К.14
Анданте для флейты и оркестра KV315
Рондо из концерта для флейты и оркестра Соль мажор К.313
Андрей Санников (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Николай Саратовский
О программе концерта
Среди записей, сделанных П. И. Чайковским в 1886 году в своем дневнике, есть следующая: «В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». Выдающийся русский композитор в полной мере оценил неповторимость гениального собрата, который оставался великим во всех жанрах, в которых работал, и сделал их таковыми, благодаря своим творениям.
Невероятное по масштабам музыкальное наследие В. А. Моцарта, прожившего неполных 36 лет, охватывает сочинения разных жанров и для разных составов. Сегодня в концерте будет представлена лишь малая часть его фортепианных и флейтовых опусов, среди которых есть и широко известные, и редко исполняемые сочинения.
Время и место создания Сонаты № 11 Ля мажор Моцарта подлинно неизвестно, обычно называют длительный период с 1778 по 1784 годы. Соната принадлежит к числу наиболее известных произведений Моцарта, ее часто называют «сонатой с турецким маршем» из-за необычного финала. Но нетрадиционным в сочинении является не только финал; уже первая часть удивляет тем, что написана она не как сонатное аллегро, а как тема с шестью вариациями (Tema. Andante grazioso. Variationen I-VI ). Характер темы — спокойный, песенный, слегка грациозный, отдаленно напоминающий мягкую сицилиану. Вариации различны по характеру: в первой преобладает изящная галантность; грациозная вторая выделяется юмористическим оттенком; третья (композитор в отличие от остальных проводит ее в ля-миноре) отличается грустным настроением; четвертая своим смелым размашистым движением создает динамический размах; пятая вариация близка к инструментальной арии; шестая вариация выделяется подчеркнутой танцевальностью. Вторая часть Сонаты – Менуэт сохраняет основные черты старинного танца, где решительным крайним частям контрастирует нежная, плавная середина. Третьей части композитор предпослал указание «Alla turca» («В турецком стиле»), а особенности строения финала способствовали тому, что пьесу стали называть «Турецкое рондо» или чаще — «Турецкий марш». С подлинной фольклорной музыкой Турции тема финала никак не связана, слово «турецкий» в 18 веке в европейском искусстве обычно использовали для общего обозначения «янычарской» музыки, воспринимаемой как варварская, дикая. Моцарт неоднократно обращался к этому интонационному пласту, например, он ярко проявился в его опере «Похищение из сераля». Своеобразие и динамичность выразительной основной темы придает завершающей части Сонаты новый оттенок.
Рондо представлено во многих сочинениях Моцарта: предусматриваемое в данной музыкальной форме многократное возвращение основной темы–рефрена определяет возможность для композитора вновь и вновь утверждать важный для него художественный образ. На рукописи Рондо Ре мажор (К. 485) Моцарт выписал дату — 10 января 1786 года и посвящение одной из своих любимых учениц, своеобразным музыкальным портретом которой и стала тема сочинения (хотя справедливости ради следует отметить, что эта тема ранее уже использовалась композитором в его Фортепианном квартете соль минор). По мнению Альфреда Эйнштейна, автора всемирно известной монографии о композиторе, эта тема «превосходна по красоте и приятности». Она в полной мере передает пылкие чувства, владевшие композитором в тот памятный день.
Полное название написанного В. А. Моцартом в 1784 году фортепианного цикла — «10 вариаций на тему ариетты "Unser dummer Pоеbel meint" ("Так думает наша глупая чернь") из зингшпиля К.-В. Глюка "Die Pilgrime von Mekka" ("Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки"»). Ариетту в зингшпиле поет слуга Осмин, сопровождающий принца Али в Каире (еще одно сочинение, раскрывающее ориентальную тему). По свидетельству современников, вариации на какие-либо популярные темы рождались у Моцарта обычно в сольных концертах, когда «на бис» он импровизировал на глазах у публики, создавая сложные композиции. Использование в данном случае широко известной темы Глюка было обусловлено присутствием прославленного маэстро на моцартовском концерте и стало своеобразным музыкальным приношением одного выдающегося композитора другому.
Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели Ре мажор K. 285 создавался Моцартом в 1777 году по заказу флейтиста из Мангейма Фердинанда де Жана. Избранный жанр предполагает равноправие всех участников ансамбля, однако Моцарт все же выделяет в Квартете флейту, поручая ей проведение основных тем сочинения, усиливая в партии инструмента концертирующее начало. Выразительная первая часть (Allegro) сменяется поэтичным Adagio (оно вполне могло бы стать прелюдией к сцене «царства умерших» в «Орфее» Глюка). Третья же часть (Rondo) — еще один вариант искрометного, мелодически щедрого финала, которыми так богато наследие композитора. В настоящее время сочинение исполняется преимущественно в переложении для флейты и фортепиано.
Двойной концерт для флейты и арфы с оркестром До мажор (K. 299) был написан Моцартом в 1778 году в Париже. Он предназначался для флейтиста-любителя А. Л. Боньера и его дочери-арфистки, к которой Моцарт был приглашен в качестве учителя по композиции. В те годы арфа еще не стала постоянным инструментом в оркестре, но была очень распространена в салонном музицировании. Необычным было и концертное сочетание арфы с флейтой, созданное Моцартом. Концерт быстро стал популярным среди исполнителей, особенно его вторая часть — прекрасное лирическое Andantino, написанное в форме вариаций. В дальнейшем было сделано переложение произведения, где партия арфы передавалась фортепиано.
Первоначальный вариант Сонаты До мажор (К. 14) предназначался В. А. Моцартом для скрипки и фортепиано (в ансамбль могла включаться и виолончель), и лишь впоследствии было сделано ее переложение для флейты. Соната принадлежит к числу ранних сочинений композитора. Она была написана в числе других сонат в 1764 году в Лондоне, где Моцарт выступал в рамках своего большого европейского концертного турне, и посвящена королеве Шарлотте. Соната во многом отражает особенности раннего, доклассического стиля композитора. Необычность проявляется даже в строении Сонаты, где первые части написаны в темпе Allegro, а завершают все произведение два галантных Менуэта.
Среди многочисленных инструментальных миниатюр В. А. Моцарта выделяется его Анданте для флейты и оркестра До мажор (K.315), созданное в 1778 году. Первоначально пьеса предназначалась в качестве замены второй части Концерта для флейты № 1 Соль мажор (K. 313). Заказчику и исполнителю Концерта Соль-мажор, флейтисту Ф. де Жану не понравилось (или показалось трудным для исполнения) первоначальное Adagio, и Моцарт заменил его лаконичным Andante. Впоследствии нежное, выразительное, наполненное идиллическими оттенками Анданте стало исполняться как самостоятельная пьеса. Третья же часть Концерта для флейты с оркестром Соль мажор (К.313) Rondo была написана в жанре Менуэта. Но и здесь композитор отходит от традиционной трактовки старинного танца и создает яркую, наполненную весельем и юмором, музыкальную пьесу.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин