400-700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И. Брамс (1833-1897).
Соната №2 для виолончели и фортепиано фа мажор, op.99
П. Чайковский (1840-1893).
Pezzo capriccioso для виолончели и фортепиано си минор, op.62
Р. Щедрин (р.1932) – Г. Зингер. Кадриль из оперы «Не только любовь»
Г. Венявский (1835-1880) – В. Степанов.
Скерцо-тарантелла для скрипки и фортепиано соль минор, ор. 16
(переложение для виолончели и фортепиано)
Василий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019) Алексей Мельников
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943).
Соната для фортепиано №2 си-бемоль минор, op.36 (2-я ред.)
Этюд-картина до минор, ор.33№3
Ф. Лист (1811-1886).
Серые облака для фортепиано S.199
Трансцендентный этюд №10 фа минор (1851) S.139
Алексей Мельников (фортепиано)
О программе концерта
Камерно-инструментальное творчество Иоганнеса Брамса составляет одну из самых значительных по масштабам и по широте представленных жанров частью наследия немецкого композитора. В определенном смысле камерная музыка, создававшаяся на протяжении всей жизни художника, носит автобиографический характер, раскрывая чувства и мысли композитора. Отказываясь от программности, от контрастности романтических устремлений, Брамс словно возвращает камерные произведения в классическое русло, одновременно привнося в них невиданные ранее масштабность и драматизм. Сонату для виолончели и фортепиано № 2 Фа мажор композитор создает в 1886 году по просьбе своего друга, виолончелиста Роберта Хаусмана (1852-1909). Соната по своему звучанию выходит за рамки традиционного сонатного цикла; четыре масштабные части драматургически близки Третьей, патетической симфонии Брамса, и общее звучание Сонаты приближается к оркестровому. Уже главная партия первой части (Allegro vivace), построенная на широких скачках, мощных возгласах и начинающаяся с кульминационной точки, определяет общий драматический характер. Вторая, медленная часть (Adagio affettuoso) усиливает сосредоточенное состояние, подводящее к бурной третьей части (Allegro passionato), воспринимаемой поначалу как патетический финал сочинения. Но Брамс вводит еще и четвертую часть (Allegro molto) — яркую инструментальную картину, решенную в народно-жанровом ключе.
Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Pezzo–capriccioso («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
Опера «Не только любовь» была написана Р. К. Щедриным в 1961 году. В основе сочинения — рассказы С. Антонова о жизни колхозного села, поэтому столь велика в музыке роль народной песни в ее традиционном и современном звучании. Хотя композитор определил характер оперы как лирический, очень большую роль в ней играют комические элементы, в числе которых — знаменитая Кадриль. Она составляет основу второй сцены оперы («Колхозная самодеятельность»), и композитор с тонким, добродушным юмором передает звучание деревенского оркестра, играющего подчас нескладно и фальшиво. Позднее был сделан ряд переложений этого номера для различных инструментов, в том числе — для виолончели и фортепиано.
Один из самых блестящих скрипачей XIX столетия Генрик Венявский, родившийся в Польше, получивший образование в Париже, завоевал европейскую известность, выступая с концертами во многих городах и странах, в том числе в России. С 1860 года Венявский жил в Петербурге, получив место солиста Императорского двора. После открытия в 1862 году консерватории он стал одним из первых ее профессоров, где и работал до 1865 года. Венявский скончался в Москве в 1880 году. Все композиторское наследие музыканта посвящено скрипке, оно в полной мере позволяет осознавать уровень виртуозности и художественности мышления его автора. Г. Берлиоз писал о Венявском: «Это — дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того — он это выполняет». Среди самых известных сочинений Г. Венявского – Скерцо-тарантелла для скрипки и фортепиано соль минор, ор. 16, написанное в 1855 году. Композитор соединяет два самых динамичных музыкальных жанра, создавая блестящую пьесу, невероятную, казалось бы, по своей виртуозности. Но сочинение отличает не только внешний блеск; перед исполнителем стоит задача передать тайные смыслы «шуточности» и «танцевальности», заложенные в пьесе. В концерте сочинение будет представлено в переложении для виолончели и фортепиано.
Фортепианная соната № 2 си бемоль минор была написана С.В. Рахманиновым в пору его композиторской и исполнительской зрелости — в 1913 году. Позднее, в 1931 году, уже в эмиграции, автор вернулся к сочинению, создав его вторую редакцию. В 1940 году выдающимся пианистом Владимиром Горовицем с одобрения автора была создана еще одна редакция, соединяющая версии 1913 и 1931 годов, и она также в наши дни звучит с концертной эстрады. В современной исполнительской практике обе авторские редакции уравнены в правах, и пианисты сами выбирают для себя тот или иной композиторский текст. Трехчастное сочинение (I. Allegro agitato, II. Non allegro, III. Allegro molto), с одной стороны, развивает традиции лирико–драматического построения цикла, но с другой обнаруживает новое решение: три части объединены сходством тем и непрерывностью их развития. Лаконичный вступительный оборот подготавливает появление темы главной партии в первой части, затем его ритмы проходят во второй части и возникают в бравурной третьей. Сочинение в целом – это уже монументальная «большая соната», где каждая часть значительно укрупнена и по звучанию приближается к фортепианным концертам композитора (данные черты роднят сочинение Рахманинова также и с «Большой сонатой» П.И. Чайковского, созданной в 1878 году). Характерная для Рахманинова связь с русскими фольклорными истоками, претворение интонаций знаменного распева и колокольного звучания, поразительная «бескрайность музыкальных просторов» и особенно выразительные, по словам Б.В. Асафьева, «мелодии–дали» определяют строй сонаты: она развивает основную тему рахманиновского творчества – тему России.
Среди сочинений С. В. Рахманинова выделяется цикл «Этюдов-картин» ор. 33, написанных в 1911 году. Поэт А. Блок писал об этом времени: «Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы». Эти настроения нашли отражение во многих сочинениях, в том числе в Этюдах–картинах. С.В. Рахманинов лишь постепенно нашел название создаваемым пьесам, в которых соединяются виртуозное начало («этюдность») и богатое образное содержание («картинность»). Не сразу был сформирован и цикл, композитор словно последовательно отбирал пьесы для своего опуса, споры о котором не утихают до сих пор. Этюд-картина до минор № 3 состоит из двух контрастных разделов: первый (до минор) возникает как трагический монолог с грозными колокольными интонациями, на смену которому приходит светлый лирический эпизод (До мажор), передающий возвышенные настроения. Много лет спустя композитор использует эту тему в своем Фортепианном концерте № 4.
«Серые облака» для фортепиано были созданы Ф. Листом в 1881 году. Небольшая пьеса негромкого, медленного звучания словно предвосхищает волшебную «звукопись» будущих импрессионистов. Здесь нет привычной листовской виртуозности, и композитор предстает как мастер, способный в пейзаже передать глубокое человеческое чувство.
К жанру фортепианного этюда Ф. Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Этюд № 10 не имеет названия, но ее характер становится понятным из определения темпа «Allegro agitato molto» («Скоро, с большим возбуждением, встревоженно, беспокойно»). Драматические, виртуозно насыщенные крайние разделы Этюда оттеняются вдохновенной лирикой среднего эпизода, в котором передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин