300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Р.Шуман (1810-1856). Адажио и аллегро для виолончели и фортепиано op.70
С.Рахманинов (1873-1943). Анданте для виолончели и фортепиано
П.Чайковский (1840-1893). Пеццо-каприччиозо для виолончели и фортепиано
А.Хинастера (1916-1983). Пампеана №2
Ю.Кленгель (1859-1933). Скерцо для виолончели и фортепиано
Элина Фасхитдинова (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Максим Кинасов
II отделение
П.Чайковский (1840-1893). Тема с вариациями №6 Фа мажор op.19
С.Слонимский (р.1932). Интермеццо памяти Брамса для фортепиано
С.Прокофьев (1891-1953). Соната №7 для фортепиано Си бемоль мажор op.83
Максим Кинасов (фортепиано)
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм и форму. Adagio в данном цикле – развернутое, многоплановое — излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, темброво и технически отличающийся при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины.
Соната для виолончели и фортепиано соль минор (ор. 19) создавалась С. В. Рахманиновым в 1901 году. Она стала практически первым русским сочинением данного жанра, положившим начало его развитию в последующем. Соната в стилевом отношении очень характерна для молодого Рахманинова, она стала своеобразным двойником самого знаменитого сочинения композитора этого периода — его Второго фортепианного концерта. Автор создает Сонату как масштабную четырехчастную композицию, где третья часть Andante является лирическим центром притяжения всего сочинения и часто исполняется как самостоятельная пьеса.
Количественно небольшое виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Пеццо-каприччиозо («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
Хинастера Альберто Эваристо — известный аргентинский композитор и педагог. Его оперы, балеты, симфонические и камерно-инструментальные произведения, в которых активно использованы подлинные аргентинские фольклорные напевы, с успехом исполнялись в родной стране музыканта и за рубежом. Опора на национальные традиции особенно ярко проявилась в трех его «Пампеанах» (словом «пампа» в Южной Америке называют луговые степи), ставших своеобразной параллелью «бразилианам» Э. Вилла-Лобоса и написанных для разных составов. В основу сочинений положен принцип рапсодии — фантазии на народные темы, где красочной чередой проходят героические, танцевальные, лирические эпизоды.
Юлиус Кленгель, вместе с братом Паулем Кленгелем, принадлежал к числу наиболее известных солистов–виолончелистов Германии. В возрасте 15 лет он был принят в знаменитый Гевандхауз-оркестр, в котором в период с 1881 по 1924 годы играл партию первой виолончели, а также выступал в составе Гевандхауз-квартета. Кленгель преподавал в Лейпцигской консерватории, концертировал в странах Европы, приезжал в Россию. Написанные им для виолончели разнообразные пьесы выделяются прекрасным знанием инструмента, умением использовать его художественно-исполнительские возможности, прекрасным ощущением ансамблевости. К их числу относится и знаменитое Скерцо, ставшее у виолончелистов одним из самых репертуарных сочинений.
В 1873 году П.И. Чайковский создает «Шесть пьес» для фортепиано опуса 19. Цикл, включающий разнохарактерные, выразительные пьесы, завершался «Темой с вариациями». Простая, безыскусная мелодия мягкого, напевного характера представлена здесь в 12 разнохарактерных вариациях, обретая в каждой из них многочисленные оттенки: она звучит поочередно как лирическое высказывание, виртуозная токката, блестящее аллегро и т.д. Некоторые из вариаций Чайковский сопроводил уточнением: «В стиле мазурки» (9 вариация), «В стиле Шумана» (11 вариация), создавая таким образом дополнительные музыкальные аллюзии. Завершает цикл бравурная кода, утверждающая преображенный характер темы.
Фортепианная пьеса «Интермеццо памяти Брамса», созданная крупнейшим современным композитором С. М. Слонимским (1 редакция сочинения датируется 1980 годом) относится к числу своеобразных «музыкальных посвящений». Автор создает свободную музыкальную композицию в весьма значимом для немецкого композитора жанре интермеццо (брамсовские опусы, как известно, принадлежат к ряду наиболее исполняемых фортепианных пьес). Значительная по масштабам композиция свободного, «поэмного» типа, где сочетаются разнохарактерные эпизоды — от одухотворенно-лирических до возвышенно-трагедийных — творчески претворяет стилевые художественные элементы, свойственные искусству великого Брамса.
Фортепианная соната № 7 С. С. Прокофьева была задумана композитором в 1939 году, когда, по свидетельству жены композитора, он прочитал книгу Ромена Роллана о Бетховене. На редкость точные, художественно емкие представления о музыке Бетховена, сформулированные писателем на страницах книги, повлияли на Прокофьева, обусловили тот творческий импульс, результатом которого стало создание нового произведения. Начатая тогда же, Соната была закончена только в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны и вскоре исполнена Святославом Рихтером. Пианист, передавая свое ощущение от этого сочинения, писал: «Соната бросает вас сразу в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Царит беспорядок и неизвестность. Человек наблюдает разгул смертоносных сил. Но то, чем он жил, не перестает для него существовать. Он чувствует, любит. Полнота его чувств обращается теперь ко всем. Он вместе со всеми протестует и остро переживает общее горе. Стремительный наступательный бег, полный воли к победе, сметает все на своем пути. Он крепнет в борьбе, разрастаясь в гигантскую силу, утверждающую жизнь». Соната сразу завоевала признание, а композитору была присуждена Сталинская премия – первая из пяти, которыми будет отмечен Прокофьев на протяжении жизни.
С точки зрения музыкально-выразительных и технических приемов Соната № 7 считается одной из самых трудных у Прокофьева. Уже первая часть, задуманная автором в жестких, тревожных тонах, вызывает сложные музыкальные ассоциации. Ее главная партия - Allegro inquieto («Беспокойное аллегро») – содержит элементы и знаменитого бетховенского «мотива судьбы», и эпизода скачки крестоносцев из «Александра Невского», и очень важный для Сонаты в целом элемент токкаты. Побочная партия (Andantino) рождается в интимно-лирической атмосфере русской песенности, незатейливая внешне, но с глубоким внутренним драматизмом. Сопоставление этих образов – то драматическое, то гротескное, где темы до неузнаваемости меняют облик, не дает возможности ощутить завершенность первой части, и она продолжается во второй части. Прокофьев вводит точное указание ее характера - Andante caloroso (то есть тепло). Композитор словно стремится к душевной гармонии и покою (не случайно тема проходит на фоне покачивающегося ритма колыбельной). Но и здесь неожиданно появляются отклики тем первой части, нарушающие звуковую гармонию. Финал сонаты (Precipitato – Очень быстро) по силе и натиску не знает себе равных в фортепианной литературе. Здесь вновь возникает токкатное движение. Композитор использует в данной части необычный ритм 7/8, мощную аккордику, рождающие образ стихии невероятной силы и энергии.
Проф.З.М.Гусейнова
Проф.З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин