350-500 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Я.Сибелиус (1865-1957). «Меланхолия» для виолончели и фортепиано op. 20
П.Чайковский (1840-1893). Andante cantabile для виолончели и фортепиано
С.Рахманинов (1873-1943). Соната для виолончели и фортепиано ор.19
А.Саллинен (р.1935). «Элегия для Себастьяна Найта» для виолончели соло
Я.Сибелиус (1865-1957). Cantique, ор.77, №1
Д.Шостакович (1906–1975). Allegro non troppo и Allegro
из Сонаты для виолончели и фортепиано
Мартти Роуси (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
О программе концерта
Композитор Ян Сибелиус стал первым классиком Финляндии, сделавшим музыку своего народа достоянием европейского искусства. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Сибелиусом создано 7 симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», 4 легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Романтическое видение мира, обращение к истории и героике прошлого, желание раскрыть духовный мир своих персонажей проявляются и в круге образов, воплощаемых музыкантом, и в трактовке музыкальных форм. Пьеса «Меланхолия» для виолончели и фортепиано, написанная в 1901 году, являет собой образец развернутой одночастной композиции, где воплощаются мужественные трагические образы, сдержанная лирика, эпическая повествовательность и глубокое отчаяние.
В 1914-1915 годах Сибелиус создает «Две пьесы дли виолончели с оркестром» ор. 77, позднее сделав их переложение для виолончели с фортепиано. Пьесы программны: первой предпослан заголовок «Laetare anima mea (Cantique)», что в переводе звучит как «Величит душа моя (Библейская песнь)». Вторая пьеса носит название «Ab imo pectore (Devotion)», то есть «Из глубины моего сердца (Преданность)». Молитвенная наполненность пьес обусловила особый характер их звучания. Подчеркнутый аскетизм, глубокая сосредоточенность, внутренние переживания — все это выразительно передается матовым тембром виолончели.
Анданте кантабиле для виолончели с фортепиано П. И. Чайковского является переложением второй части Первого струнного квартета композитора, написанного в 1871 году и посвященного крупнейшему деятелю в области народного образования того времени С.А. Рачинскому. Квартет приобрел известность уже после первого исполнения, особенно способствовала этому удивительная по красоте вторая часть Квартета - знаменитое Andante cantabile. Основной темой части послужила русская песня «Сидел Ваня на диване», бытовавшая в 1870-х годах. Andante cantabile называли «одной из чудных страниц русской музыки». Очень быстро пьеса стала объектом для транскрипций и переложений для различных инструментов и составов. В конце 1880-х годов Andante cantabile было переложено для виолончели самим композитором для его друга, известного виолончелиста А. А. Брандукова.
Одно из первых исполнений квартета, в частности, его второй части сыграло важнейшую роль в биографии композитора. В 1876 году для Л. Н. Толстого в Московской консерватории был устроен музыкальный вечер, в программу которого входило и Andante cantabile. Оно произвело на писателя большое впечатление, о чем он и сообщил композитору. В ответ Чайковский писал Л. Н. Толстому: «я не могу выразить, до чего я был счастлив и горд, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь».
Сонату для виолончели и фортепиано соль минор С. В. Рахманинов завершает в 1901 году, почти одновременно со знаменитым Фортепианным концертом № 2, с которым ее многое связывает. Соната стала практически первым русским сочинением данного жанра, положившим начало его развитию в последующем. Соната в стилевом отношении характерна для молодого Рахманинова. Яркие романтические чувства, взволнованный тон высказывания, певучая мелодика, активное ритмическое движение, убедительный диалог двух инструментов — все это отличает сочинение, делает его интересным для слушателей и исполнителей.
В четырехчастном цикле Сонаты первая часть (Lento. Allegro moderato) определяет общий настрой, создавая выразительный тембровый дуэт и многопластовый контраст настроений. Вторая часть (Allegretto scherzando) представлена композитором как романтическое скерцо, в котором органично сочетаются драматические и лирические эпизоды. Третья, сравнительно небольшая часть (Andante) относится к числу самых выразительных лирических пьес, которыми так богато наследие Рахманинова. Простая песенная тема, бесконечно развиваясь и открывая все новые выразительные интонационные изгибы, переходя от одного инструмента к другому, рождает ощущение особого музыкального пространства. Финал (Allegro mosso), продолжая идею «праздничных» ликующих завершений, характерных для русских инструментальных циклов, в виртуозном звучании обобщает настроения предшествующих частей. Композитор посвятил Сонату выдающемуся виртуозу, виолончелисту А. А. Брандукову (1858–1930), с которым был тесно связан. Еще в 1892 году Брандуков стал участником первого самостоятельного концерта 19-летнего Рахманинова, а позднее вместе с автором и скрипачом Ю. Конюсом представил слушателям Элегическое трио.
Аулис Саллинен – крупный современный финский композитор, Выпускник, позднее профессор Академии музыки имени Сибелиуса в Хельсинки, Саллинен создал 6 опер, 8 симфоний. Им также написаны концерты для скрипки, виолончели, целый ряд камерных произведений. Созданная в 1964 году пьеса для виолончели соло «Элегия для Себастьяна Найта» связана с романом русского писателя Владимира Набокова «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», написанном в 1938-1939 гг. на английском языке. И хотя сам композитор отмечал, что роман и виолончельная пьеса не имеют ничего общего, именно образ главного героя раскрывается в сумрачной «Элегии», написанной в характерном для автора остро современном стиле.
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Композитор посвящает ее В. Л. Кубацкому (1891-1970) – известному виолончелисту и педагогу, организатору и участнику одного из первых струнных квартетов им. Страдивариуса. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора. В концерте прозвучат две первые части Сонаты – Allegro non troppo и Allegro.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин