21
февраля
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. Брамс (1833-1897).
Соната №3 для скрипки и фортепиано ре минор op.108

Г. Венявский (1835-1880).
"Легенда" для скрипки и фортепиано op.17
Концертный полонез
для скрипки и фортепиано ре мажор op.4 

А. Вьетан (1820-1881).
Рондино для скрипки и фортепиано op.32 №2

Ф. Крейслер (1875-1962).
Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни (1910)

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Александр Ключко
II отделение

Л. Бетховен (1770-1827).
Соната №30 для фортепиано ми мажор op.109

Ф. Лист (1811-1886).
«Погребальное шествие» 
из цикла «Поэтические и религиозные гармонии» S.173 №7

«Мефисто-вальс» №1 для фортепиано S.514

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Ключко (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрыть неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу». Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других разделов, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале. Свое сочинение автор посвятил знаменитому пианисту Гансу фон Бюлову (1830-1894).
Один из самых блестящих скрипачей XIX столетия Генрик Венявский, родившийся в Польше, получивший образование в Париже, завоевал европейскую известность, выступая с концертами во многих городах и странах, в том числе в России. С 1860 года Венявский жил в Петербурге, получив место солиста Императорского двора. После открытия в 1862 году консерватории он стал одним из первых ее профессоров, где работал до 1865 года. Венявский скончался в Москве в 1880 году. Все композиторское наследие музыканта посвящено скрипке, оно в полной мере позволяет осознавать уровень виртуозности и художественности мышления его автора. Г. Берлиоз писал о Венявском: «Это — дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того — он это выполняет». Родные польские напевы стали той благодатной почвой, на которой сформировался круг характерных жанров Венявского. Наряду с крупными сочинениями он писал для скрипки мазурки, куявяки и полонезы, превращая традиционные танцы в яркие концертные пьесы. Один из самых знаменитых опусов Г. Венявского – Легенда для скрипки с оркестром ор. 17, посвященная им невесте Изабелле Хэмптон. Проникновенное, эмоционально насыщенное сочинение неизменно вызывает душевный отклик у слушателей, оно регулярно включалось автором в программы концертов. Легенда звучала во время похорон Венявского в некрополе Повонзки близ Варшавы в исполнении польского скрипача С. Барцевича.
Концертный полонез ре мажор – первый из двух полонезов, созданный Г. Венявским в 1852 году, хотя первоначальные наброски были сделаны юным музыкантом еще в 1848 году. На основе традиционного танца-шествия (его призывные интонации-сигналы звучат в качестве вступления) Г. Венявский создает блестящую концертную пьесу – масштабную, темпераментную, где партия скрипки технически очень трудна, но одновременно изящна и грациозна. Свое сочинение композитор посвятил известному польскому скрипачу Каролю Липинскому (1790–1861).
Имя выдающегося бельгийского скрипача и композитора Анри Вьетана было широко известно в Европе. Э. Изаи говорил, что «Вьетан – это гигант, заставляющий скрипку следовать дорогой романтизма, которую в литературе проложили Гюго, Бальзак, Готье. Он знал, что скрипка создана, чтобы очаровывать и волновать. Он чувствовал, что артист прежде всего должен обладать мыслями и эмоциональной силой». Деятельность Вьетана связана и с Россией, где он неоднократно концертировал, а в 1846-1852 годах занимал в Петербурге место придворного солиста и солиста Императорских театров. Он выступал с концертами, преподавал в инструментальных классах Театрального училища, играл в квартетах петербургских музыкальных салонов. В России Вьетан создал ряд выдающихся произведений, в том числе 4-й концерт для скрипки с оркестром, пьесы на русские темы, среди которых – обработки для скрипки и фортепиано романсов и песен А.С. Даргомыжского, А.А. Алябьева (в частности, «Соловей»), фантазия на темы оперы «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского. В 1856 году А. Вьетан создал «Три салонные пьесы для скрипки и фортепиано» ор. 32, включающий программные пьесы: 1. Сувенир из Бошампса; 2. Рондино; 3. Охота. Ярко романтическое Рондино (маленькое рондо) представляет собой небольшое произведение, поражающее мелодичностью фигураций у скрипки, дополненных выразительным сопровождением фортепиано. Свою опус композитор посвятил княгине Альп де Шиме (1808-1871).
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. В 1910 году Фриц Крейслер создает свой знаменитый диптих «Прелюдия и Аллегро», назвав его переложением для скрипки произведения известного итальянского скрипача Гаэтано Пуньяни (1731–1798). Позже Крейслер признался, что «Прелюдия и Аллегро» с творениями Пуньяни никак не связаны, композитор лишь хотел воссоздать в своем сочинении в определенной мере блестящий стиль скрипичного исполнительства XVIII века. Сочинение построено на контрастном сопоставлении неторопливой вступительной Прелюдии, непосредственно переходящей в стремительное Аллегро. Сочинение стало одним из самых исполняемых произведений Ф. Крейслера.
Фортепианная соната № 30 выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена принадлежит к числу последних сочинений музыканта в этом жанре (всего им, как известно, написано 32 сонаты) и посвящена Максимилиане Брентано. Созданная в 1820 году, Соната в значительной степени отразила черты позднего стиля Бетховена, что проявилось в более свободной трактовке сонатного цикла, введении самостоятельных эпизодов, усилении контраста между основными разделами. В сочинении преобладает лирическая образность, господствующая на протяжении цикла. Соната близка по характеру и строению к типу фантазии. Первая часть, в которой обозначено присутствие с самого начала двух контрастных элементов (Vivace ma non troppo — Adagio espressivo), уходит от традиционного сонатного аллегро, свободно развивая основные темы. Вторая часть (Prestissimo) также разрушает каноническое строение: вместо обычного медленного лирического раздела звучит порывистое, стремительное скерцо с оттенком суровой героики. При изложении темы третьей части (Andante molto cantabile ed espressivo) Бетховен вводит, помимо итальянского обозначения, еще уточнение на немецком языке: «Gesangvoll mit innigster Empfindung» («Певуче, с задушевнейшим чувством»). Эта часть композитором решена как цикл Темы с шестью разнохарактерными вариациями – то лирически-спокойными, то драматически-взволнованными, где используются многообразные гармонические, полифонические, фактурные приемы развития темы. Завершает цикл вариаций и сонату в целом последняя вариация, возвращающая слушателей к образам первой части и утверждающая ее основные идеи.
Замысел фортепианного цикла «Поэтические и религиозные гармонии» возник у Ференца Листа в 1830-е годы, тогда же он был издан, но окончательно завершен только в начале 1850-х гг. В основу некоторых пьес положены стихи из сборника «Поэтические и религиозные гармонии» французского поэта Альфонса де Ламартина, другие представляют собой транскрипции духовных сочинений самого Листа. «Погребальное шествие» является седьмой пьесой цикла, в которой композитор вводит подзаголовок «Октябрь 1849». Она решена как масштабная программная фортепианная поэма, которую композитор посвящает памяти борцов венгерской революции 1848-49 гг. Она открывается медленным вступлением; это своеобразная картина движущейся толпы, подводящая к звучанию главной партии – основной мрачной теме, словно передающей страдания народа. Лишь ненадолго возникает лирическая тема, очень быстро приобретающая драматический оттенок. Конфликт двух начал приводит к утверждению основной темы, в коде получающей триумфальный оттенок. Цикл был посвящен Листом княгине Каролине фон Витгенштейн (1819–1887).
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие» – не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин