МУЗЫКА ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО
В.-А. Моцарт (1756-1791) Фуга до минор для двух фортепиано KV 426
В.-А. Моцарт (1756-1791) Соната ре мажор для фортепиано в четыре руки KV 381
Ф. Лист (1811-1886) Симфоническая поэма «Прелюды» S.97, авт. переложение для двух фортепиано.
II отделениеК. Дебюсси (1862-1918) «Послеполуденный отдых Фавна», авт. переложение для двух фортепиано
Л. Десятников (р. 1955) «В сторону Лебедя» для двух фортепиано
Дж. Гершвин (1898-1937) «Кубинская увертюра», авт. переложение для двух фортепиано
Лукас Генюшас (фортепиано)
Солистка лауреат международных конкурсов
Анна Генюшене (фортепиано)
О программе концерта
Фортепианные произведения в 4 руки (или для двух фортепиано) в творчестве всех композиторов уступают по своей численности сольным сочинениям. Однако репертуар фортепианных ансамблей значительно обогащается за счет создания, в том числе их авторами, переложений для двух фортепиано сочинений других жанров, которые в этом звучании обретают новые краски.
В творчество Вольфганга Амадея Моцарта фуга вошла в годы его обучения у знаменитого падре Мартини. Позднее Моцарт изучал рукописи И.-С. Баха и сделал переложения для струнного трионескольких фуг из «Хорошо темперированного клавира», создав для них собственные прелюдии. В дальнейшем Моцарт вводил фуги в свои сочинения, в том числе в финал симфонии № 41, в оперу «Волшебная флейта», в Реквием, а также написал в 1783 году отдельную пьесу— Фугу до минор для двух фортепиано K 426. В теме фуги, ее первоначальных проведениях, полифонических приемах отчетливо слышныотзвуки баховских сочинений. Но общий стиль фуги, в котором проскальзывают «лукавые» моцартовские нотки, несомненно, выдает ее принадлежность к венской классической школе.
Количество сонат для фортепиано в четыре руки у В.-А. Моцарта сравнительно невелико — всего пять (одна из них написана для клавесина). Соната Ре мажор (K. 381) создавалась молодым композитором в 1773-1774 годах. Ансамбль двух участников сформирован Моцартом как их своеобразный диалог, то затевающих дискуссию, то приходящих к общему мнению. В музыкальном же отношении Соната решена как своеобразное соревнование двух солистов, где партии обоих равнозначны. Классический сонатный цикл с традиционным соотношением частей (I. Allegro. II. Andante. III. Allegro molto) обнажает характерные черты музыки Моцарта с его неисчерпаемым мелодическим богатством, умением соотнести драматическое и лирическое начало, обобщить все в ликующем, праздничном финале. Но в четырехручной Сонате эти черты дополняются блестящим ансамблевым решением сочинения, где применяются многиеноваторские приемы совместного музицирования.
В течение нескольких лет Ференц Лист работал над одной из лучших своих одночастных симфонических поэм, которой в 1854 году дал название «Прелюды», заимствовав его из стихотворения французского поэта А. Ламартина и создав на его основе программу сочинения: «Чем иным является наша жизнь, как не серией Прелюдий к тому неведомому напеву, первую и торжественную ноту которого интонирует смерть?» Картины жизни, составившие сущность музыкального воплощения — это череда жизненных фрагментов, ярко и убедительно отраженных в различных жанровых эпизодах. Мы слышим марш, пасторальную сценку, разбушевавшуюся стихию, лирическое высказывание, но через все эпизоды сквозной темой проходит начальная краткая интонация-вопрос. Из нее проистекают остальные темы сочинения, словно давая разные ответы на этот основной вопрос. К 1858 году Лист закончил переложение симфонической поэмы для фортепиано в 4 руки.
Крупнейший французский композитор–импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве нередко для создания образов природы обращался к поэтическим мотивам. Основой для его оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1892) стало стихотворение Стефана Малларме, которое в симфоническом звучании обрело новые оттенки. Фавн в римской мифологии — лесной полубог, соответствующий Пану в древнегреческой мифологии. Он был влюблен в прекрасную наяду Сиринкс; она же, убегая от него, превратилась в тростинку. В поисках любимой лесной полубог сделал из нескольких тростинок многоствольную флейту (ее называют «флейтой Пана»), на которой исполнял печальные напевы любви. В соответствии с центральным образом в оркестровом сочинении Дебюсси сделал основным инструментом флейту, в низком регистре исполняющую выразительную «тему томления» построенную на «ползущих» хроматических интонациях. После первого исполнения прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» С. Малларме написал композитору: «Ваша иллюстрация «Фавна» не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством». Вскоре Дебюсси сделал переложение прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» для двух фортепиано, предоставив возможность уже этим инструментам передавать богатство оркестрового звучания.
Джордж Гершвин — известный американский композитор российского происхождения (его настоящее имя Яков Гершовиц) завоевал мировую известность, благодаря, в первую очередь, опере «Порги и Бесс» и Рапсодии в стиле блюз. Но наследие композитор охватывает широкий круг жанров, отличительной чертой которых становится современное, в джазовых традициях, воплощение фольклорных мелодий афро-американского и латинского слоев населения США. В 1932 году композитор отдыхал на Кубе, результатом этой поездки стала «Кубинская увертюра» (первоначальное название — «Румба»), которуюсам композитор подробно охарактеризовал: «“Румба” - это симфоническая увертюра, которая передает сущность кубинского танца. Она состоит из трех частей. Первая часть (Moderate е molto ritmato) предваряется интродукцией, где экспонируется тематический материал. Затем следует трехчастный полифонический эпизод, ведущий ко второй теме. Первая часть заканчивается возвращением первой темы, сплетающейся с фрагментами второй. Сольная каденция у кларнета ведет к мрачной средней части. Это постепенно развивающийся политональный канон. Средняя часть завершается кульминацией, где остинатно проводится тема канона, после чего неожиданное изменение темпа переносит нас к ритмам румбы. В финале предыдущий материал развивается в стреттной манере и приводит к главной теме. Сочинение заканчивается кодой, в ней важная роль отводится ударным». Конечно же, композитор не только многократно варьировал фольклорные темы, для усиления национального колорита он ввел и специфические музыкальные инструменты — кубинский стик, бонго, гуэд и маракасы. Позднее Гершвин сделал переложение сочинения для двух фортепиано.
Леонид Десятников широко известен современному слушателю как автор сочинений разных жанров, в которых композитор предстает то истинным классиком, то эпатажным модернистом, то искусным имитатором. «Чужое слово» в его произведениях играет значительную роль: Десятников широко использует темы композиторов разных эпох, создавая образы современного слышания и восприятия хорошо знакомых музыкальных образов. В таких случаях композитор использует термин «оммаж» (в искусстве так обычно определяют работу-подражание и жест уважения одного художника другому). В 1995 году Л. Десятниковым по заказу было написано сочинение для двух фортепиано с двуязычным названием «Du côté de chez Swann» — «В сторону Лебедя», в котором определена связь, с одной стороны со знаменитой пьесой «Лебедь» из фортепианного цикла К. Сен-Санса «Карнавал животных», с другой — с сочинением французского писателя Марселя Пруста «По направлению к Свану» (фр. Du côté de chez Swann). Оно явилось первой книгой писателя из цикла «В поисках утраченного времени» (1913) — его своеобразного автобиографического романа. Соединение мрачных настроений романа и светлого образа Лебедя (Десятников цитирует тему Сен-Санса) создает особую атмосферу словно «раздвоившегося» фортепианного звучания. Свое сочинение композитор посвятил пианисту и дирижеру Игорю Жукову.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин