22
марта
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"Весенний калейдоскоп"
I отделение

И.С. Бах (1685-1750) - Т. Кинастон (р.1946). Прелюдия из Cюиты № 5 для виолончели соло до минор BWV 1011
Ж. Демерсcман (1833-1866). Фантазия
Ж. Ибер (1890-1962). Камерное концертино
Г. Калинкович (1917-1992). Концерт каприччио на тему Паганини для саксофона и фортепиано
И. Готковски (р.1933). «Патетические вариации», вар. № 6

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Юлия Биховец (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Стариков
II отделение

К.Дебюсси (1862-1918). Эстампы L 100
Пагоды - Вечер в Гренаде - Сады под дождем
Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната № 11 для фортепиано си-бемоль мажор ор.22
Ф. Шопен (1810-1849). Скерцо №4 ми мажор ор.54  

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Виталий Стариков (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

В творчестве И. С. Баха произведения для виолончели представлены рядом новаторских сочинений, среди которых выделяются Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.). Каждая из них построена как череда танцев, которым предшествует Прелюдия. Они зачастую исполняются отдельно, обретая вторую жизнь в переложениях для различных инструментов. В концерте прозвучит известная Прелюдия из Сюиты № 5, переложение для саксофона которой выполнено известным американским джазовым и классическим саксофонистом Трентом Кинастоном.
Жюль Огюст Демерссман — известный в свое время французский флейтист и композитор, создатель многих виртуозных сочинений для флейты. Несомненной заслугой Демерссмана является также его обращение одним из первых к недавно созданному саксофону, для которого им были сделаны как переложения флейтовых композиций, так и написаны оригинальные сочинения. Основной жанр, к которому обращался Демерссман на протяжении творческой жизни — Фантазия, то есть яркая концертная одночастная пьеса, в основу которой положены темы самого автора или других композиторов (в частности, темы из оперы К. М. Вебера «Оберон»). Одной из самых известных у Демерссмана стала Фантазия на оригинальную тему для альт-саксофона с фортепиано (1861). Ее основной характер определяется темой, которую ведет саксофон — вальсовая по ритму, стремительная и виртуозная, она легко перебрасывается от одного инструмента к другому, переходя то в замедленное Andante, то искрясь в блистательной каденции.
Жак Ибер принадлежит к числу наиболее известных французских композиторов первой половины ХХ века. В его творчестве тесно сплетаются черты импрессионизма и неоклассицизма, он обладал тончайшей композиторской техникой, позволявшей ему создавать яркие, насыщенные, стройные по форме, изящные сочинения. Камерное концертино для саксофона и 11 инструментов было написано автором в 1935 году. Склонность к острой шутке, изящному французскому гротеску, красочности инструментальной палитры проявляется по-своему в каждом из трех разделов Концертино (I.Allegro con moto; II.Largetto; III. Animato molto). Постоянное сопоставление солирующего инструмента и камерного оркестра (или фортепиано) решено композитором в виде своеобразной игры, музыкального состязания, где каждому дано право показать себя и утвердить свое главенство.
Григорий Маркович Калинкович— композитор, долгие годы преподававший на Военно–дирижерском факультете при Московской консерватории, автор многих произведений для различных оркестров, в первую очередь, духовых. Особую известность в творчестве Калинковича получил Концерт-каприччио на тему Паганини для саксофона с оркестром, в основу которого положен знаменитый 24-й каприс для скрипки соло выдающегося итальянского виртуоза Никколо Паганини. Тему этого каприса в разное время использовали в своих сочинений Ф. Лист, И. Брамс, С. В. Рахманинов и многие другие композиторы, создав на ее основе блестящие образцы мирового исполнительского репертуара. Калинкович вводит знаменитую мелодию в форму одночастного концертного произведения, построенного как цикл, состоящий из темы и девяти разнохарактерных вариаций, переходящих одна в другую. Здесь представленыфеерическая виртуозность (1 вариация), мятежный драматизм (2 вариация), стремительная токката у солирующего инструмента (3 вариация) и ее продолжение у фортепиано (4 вариация), лирическое, певучее анданте (5 вариация), энергичное аллегретто (6 вариация), активный марш (7 вариация, завершающаяся красивой сольной каденцией), выразительный романс (8 вариация) и финальная девятая, возвращающая первоначальные образы и завершая сочинение бравурной кодой.Свое сочинение композитор посвятил выдающейся российской исполнительнице на кларнете и саксофоне М. К. Шапошниковой
Ида Готковски — известный современный композитор и пианистка Франции. Она была студенткой Оливье Мессиана и Нади Буланже в Парижской консерватории, где ныне является профессором. Ею написан целый ряд сочинений для духовых инструментов, часто весьма необычных по художественному решению. Например, в ее симфонии «Золото и Свет» предусмотрено звучание одновременно 15 саксофонов. Одно из самых популярных сочинений И. Готковски — Патетические вариации для саксофона с оркестром — были написаны в 1983 году. Цикл состоит из шести пьес, где шестая, финальная вариация (Prestissimo con fuoco, то есть, Стремительно, с огнем) достойно завершает череду разнохарактерных пьес.
Скерцо № 4 Ми-мажор ор. 54 Фредерик Шопен написал в 1842 году. Оно — последнее из четырех произведений данного жанра в творчестве композитора. Ранее скерцо преимущественно использовалось как часть сонатно-симфонического цикла, у Шопена же оно становится самостоятельной пьесой, содержание которой – остро-драматическое, многоплановое, с прекрасными лирическими эпизодами. Скерцо под пером Шопена в большинстве случаев преодолевает свое назначение быть «шуткой». Данное сочинение композитор создал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Яна Матушиньского. Но это испытание, как и целый ряд других, вызвали к жизни сочинения Шопена, которые могут рассматриваться как нравственное преодоление невзгод, облеченное в драматичную, но жизнеутверждающую форму. Отсюда – и яркая мажорная тональность, и внутренняя сила, и виртуозность произведения.Композитор посвящает свое сочинение Жанне де Караман.
Фортепианный цикл «Эстампы», созданный основоположником французского музыкального импрессионизма Клодом Дебюсси в 1903 году, в значительной степени отражает художественный стиль музыканта. Звукопись, тончайшие краски,особая красота музыкального письма позволяют воспринимать пьесы цикла почти как живописные полотна. «Пагоды» вводят слушателя в экзотический мир, воссоздаваемый посредством обращения композитора к пентатонике; «Вечер в Гранаде» воссоздает атмосферу душной ночи в Андалузии; «Сады под дождем» воспринимались современниками как картинка парижских садов, но замысел ее шире: не случайно здесь слышны отзвуки колоколов. Последняя пьесы любопытна еще и как редкий образец цитирования Дебюсси фольклорных образцов.
Фортепианную сонату № 11 B-dur — одну из 32-х сочинений данного жанра — Людвиг ван Бетховен создает в 1799–1800 годах, назвав ее «большой» и посвятив графу Г. фон Брауну. Образы произведения навеяны событиями республиканских войн, не случайно музыкальный писатель Р. Роллан услышал в первой части сонаты (Allegro con brio) «…дыхание подымающегося наполеоновского поколения». На протяжении всей части преобладают воинственно–маршевые образы. Полной ее противоположностью является вторая часть Сонаты (Adagio con moltо espressione) — необычайно красивая по звучанию лирическая пастораль. В третьей части (Menuetto) композитор выходит за пределы танцевальности, в котором слышны отзвуки героики первой части. Вершиной сонаты становится ее четвертая часть (Rondo, Allegretto) — виртуозно насыщенная, наполненная ликующими интонациями, облеченными в блистательную форму.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Юлия Биховец