22
декабря
Пятница
19:00
2017
Стоимость билетов:
300-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

Э.Григ (1843-1907). Соната №3 для скрипки и фортепиано до минор ор.45
П.Чайковский (1840-1893). Меланхолическая серенада Op.25
Вальс-скерцо ор.34
Я.Сибелиус (1865-1957). Новеллетта 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Леонид Железный (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Стариков
II отделение

А.Дезанкло (1912-1971). Прелюдия, каденция и финал (1956)
Э.Денисов (1929-1996). Соната для саксофона и фортепиано (1970) 
К.Сен-Санс (1835-1921) - Р.Маркелов (р.1994).
Интродукция и Рондо каприччиозо
А. Бадзини (1818 - 1897) - Р.Маркелов (р.1994). Хоровод гномов

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Роман Маркелов (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Стариков

IN ENGLISH

О программе концерта

Работу над Третьей сонатой для скрипки и фортепиано до минор классик норвежской музыки Эдвард Григ завершил в январе 1887 года, и уже первые исполнения сочинения в ряде европейских городов, прошедшие с невероятным успехом, продемонстрировали высокую одухотворенность и художественную значимость нового произведения. Композитор трактует традиционную трехчастность цикла в характерной для него манере: крайние активные части обрамляют пленительную среднюю, которую сам автор определил как «Романс». В Сонате многое продиктовано бетховенскими традициями, в частности, знаменитой Аппассионатой, обозначение которой Григом введено в характеристику первой части (Allegro molto ed appassionato). Но композитор и здесь сохраняет приверженность своим творческим принципам: лиричность побочной партии, успокоение в разработке уравновешивают драматизм основного образа. Вторая часть (Allegretto espressivo alla RomanzaAllegro molto) построена на протяженной выразительной теме, отдельные интонации которой напоминают знаменитую «Песню Сольвейг». И здесь для Грига важным становится введение контрастного образа: в середине Романса звучит раздел, построенный на теме народного норвежского танца — халлинга. Третья часть (Allegro animato) возвращает звучание героических образов, ее суровая мужественность подчеркивает общий образный строй Сонаты.
Среди сравнительно немногих творений П. И. Чайковского для скрипки выделяется Меланхолическая серенада op. 26. Это первое в творчестве композитора сочинение для скрипки было создано композитором в 1875 году и посвящено выдающемуся скрипачу, профессору Петербургской консерватории Леопольду Ауэру. Характер пьесы точно обозначен ее названием, он выдерживается на протяжении всего сочинения, лишь ненадолго уступая место относительно динамичным эпизодам. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Произведения для скрипки занимают значительное место в его наследии. Жанр музыкальной новеллетты утвердился в европейской традиции, начиная с Р. Шумана, который оставил яркие образцы небольшой инструментальной пьесы повествовательного характера. В 1922 году Сибелиус создает одночастную Новеллетту как выразительную лирическую миниатюру, в который слышны импрессионистические черты в «северной» интерпретации.
Цикл французского композитора Альфреда Дезанкло для саксофона и фортепиано «Прелюдия, каденция и финал» был написан в 1956 году. Сочинение возникло в результате сотрудничества со знаменитым саксофонистом Марселем Мюлем (1901-2001) и стало одним из самых известных в творчестве и  того, и другого музыканта. Композитор, испытавший сильное влияние, с одной стороны, импрессионистов, с другой — И. Стравинского, создал колоритное инструментальное сочинение, в котором соединились различные по образному содержанию и по техническим возможностям пьесы: несколько аскетичная Прелюдия с ее импровизационным характером, виртуозная Каденция, построенная на последовательном сольном выступлении саксофона и фортепиано, динамичный токкатный Финал.
В наследии известного отечественного композитора Эдисона Васильевича Денисова инструментальные жанры занимают ведущее место. Нередко композитор создавал сочинения под впечатлением выступлений крупнейших музыкантов. Соната для саксофона и фортепиано была написана им в 1970 году вскоре после гастролей в Москве выдающегося французского саксофониста Ж.-М. Лондекса. Ему Денисов посвятил новое сочинение, которое тот с блеском исполнил в том же году в Чикаго. Композитор создает трехчастную композицию, в которой, однако, лишь в малой степени сохранены традиционные черты цикла, разве что темповое соотношение частей. К тому же в основу Сонаты положены принципы сериальной техники, в рамках которой написан ряд произведений композитора. В качестве главной серии выступает знаменитая монограмма DSCH (DSCHostakovich), которая позволяет воспринимать Сонату как знак уважения великому мастеру. Энергичная первая часть (Allegro) поражает своей ритмической многогранностью, постоянно нагнетаемой и достигающей кульминации в конце. Вступающая затем вторая часть (Lento) вносит резкий контраст. Почти всю часть саксофон играет без сопровождения фортепиано; композитор в изложении материала отказался от деления на такты, предоставив тем самым солисту возможность свободно, во многом импровизационно излагать музыкальную мысль. Финал (Allegro moderato) построен как стремительная, строго ритмизованная часть, где положенные в ее основу серии подвергаются различному жанровому и интонационному обогащению.
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса, пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы. Музыканты делали переложение данного произведения для разных инструментов, в сегодняшнем концерте оно прозвучит в переложении для саксофона и фортепиано Р. Маркелова.
Антонио Бадзини (иногда его указывают как «Баццини») — известный итальянский скрипач, композитор, педагог 19 века. В своих сочинениях преимущественно для скрипки он продолжал традиции исполнительства Н. Паганини, сосредотачиваясь в основном на виртуозной стороне произведений. К таковым относится знаменитое «фантастическое скерцо» для скрипки и фортепиано «Хоровод гномов» ор. 25 (написано предположительно в 1853 году). Дикая, неистовая пляска волшебных существ словно заставляет виртуозов состязаться в темпе ее исполнения. В концерте «Хоровод гномов» прозвучит в переложении для саксофона и фортепиано Р. Маркелова.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин