23
января
Четверг
19:00
2020
Стоимость билетов:
250 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Г. Джейкоб (1895-1984). Партита для фагота соло (1970) 
М. Арнольд (1921-2006). Фантазия для фагота соло op.86
 

Исполняет
Егор Дулесов (фагот)

Э. Изаи (1858-1931). Соната №4 для скрипки соло ми минор оp.27
 

Исполняет – лауреат международного конкурса
Леонид Аникин (скрипка)

В. Кобекин (р. 1947). «Триптих в манере Босха» для фагота соло (1987) 
 

Исполняет
Егор Дулесов (фагот)

Н. Паганини (1782-1840). Каприс №24 для скрипки соло ля минор оp.1
 

Исполняет – лауреат международного конкурса
Леонид Аникин (скрипка)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Н. Паганини (1782-1840).
Три концертных дуэта для скрипки и фагота MS. 130
 

Исполняет – лауреат международного конкурса
Леонид Аникин (скрипка)
Исполняет
Егор Дулесов (фагот)

IN ENGLISH

О программе концерта

Известный композитор Великобритании Гордон Джейкоб был выпускником знаменитого Королевского музыкального колледжа, в котором позднее он преподавал до 1966 года. Уже в 1920-е годы театральные и инструментальные сочинения Г. Джейкоба начинают исполняться в стране и за рубежом. Ему были близки традиции музыкантов эпохи барокко и романтизма, поэтому обращение к жанру партиты для инструмента-соло, блистательно представленному в творчестве И. С. Баха, в полной мере отвечало эстетическим позициям Г. Джейкоба. Создание в 1970 году Партиты для фагота соло во многом было обусловлено сотрудничеством с коллегой по Колледжу, выдающимся английским фаготистом и музыковедом Уильямом Уотерхаусом (1931–2007). Партита представляет собой небольшой цикл, где каждая из пяти миниатюрных частей выделяется особым характером. Интересна финальная часть Каприччиетто (маленькое каприччио), открывающая перед исполнителем возможность продемонстрировать богатые возможности инструмента.

Малкольм Арнольд — еще один представитель Британского Королевского музыкального колледжа, где он занимался по классу трубы, а также у Г. Джейкоба по композиции. С 1948 года он почти целиком посвятил себя сочинению произведений разных жанров (им написано девять симфоний, концерты для разных инструментов, оркестровые сюиты), в их числе  — музыка к кинофильмам (в 1957 за музыку к фильму «Мост через реку Квай» М. Арнольду присуждена премия «Оскар»). Фантазия для фагота соло была написана композитором для проходившего в 1966 году в Бирмингеме Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах. Фантазия решена как свободная одночастная пьеса, состоящая из нескольких контрастных разделов, соединенных сквозным мотивом, впервые возникающем в начале Allegretto и проводимом до самого конца.

Бельгийский скрипач-виртуоз, дирижер и композитор Эжен Изаи по праву завоевал признание слушателей и считался, наряду с Ф. Крейслером, одним из самых блестящих исполнителей. Изаи писал: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», тем самым обозначая собственные позиции в музыке. Он также известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей-современников. Соната № 4 посвящена выдающемуся австрийскому виртуозу, «мастеру тембровых красок» Фрицу Крейслеру (1875–1962), известному также своими композиторскими опусами. Э. Изаи на страницах своей Сонаты словно воссоздает исполнительские черты Ф. Крейслера, формируя его «музыкальный портрет», но сохраняя при этом черты сольных скрипичных сонат великого И. C. Баха. Первая часть торжественная Аллеманда сменяется Сарабандой, написанной в форме остинатных вариаций, переходящей затем в стремительный финал.

Владимир Александрович Кобекин — выпускник Ленинградской консерватории, которую он закончил в 1971 году по классу композиции С. М. Слонимского, а затем в течение многих лет преподавал в Уральской консерватории. В. А. Кобекин приобрел особую известность, благодаря своим театральным опусам, поставленным на сценах российских и зарубежных театров: «Дневник сумасшедшего» (1980), «Пугачев» (1983), «Н.Ф.Б.» по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» (1995) и др. Кроме того, композитор создает симфонические и инструментальные сочинения для различных составов. «Триптих в манере Босха» для фагота соло был закончен композитором в 1987 году. Иероним Босх (1450–1516) — один из выдающихся нидерландских художников эпохи Возрождения. Исследователи отмечают, что художник «в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы  с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами». Данная направленность нашла отражение в сочинении В. А. Кобекина, где характерный тембр фагота раскрывает многогранные художественные образы.

К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) выдающийся скрипач-виртуоз Никколо Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини, вырабатывая собственный исполнительский стиль и развивая оригинальные технические приемы. В сегодняшнем концерте прозвучит одна из самых известных пьес — Каприс № 24. Сочинение построено как тема с 11–ю вариациями, завершающимися финалом. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.

Каприсы, вне всякого сомнения, были и остаются самыми известными сочинениями Н. Паганини. Вместе с тем, в наследии композитора представлены и сочинения для других инструментов, на первый взгляд, имеющих очень отдаленное отношение к искусству виртуоза. Среди таких произведений — Три концертных дуэта для скрипки и фагота, созданных музыкантом предположительно около 1800 года, то есть в начале его карьеры. Необычное соотношение двух контрастных инструментов дает автору возможность обозначить условную диалогичность женского (скрипка) и мужского (фагот) персонажей. Изменчивость настроений, разнообразие ситуаций, сдержанность или, напротив, эмоциональность высказываний раскрывают богатую палитру чувств и переживаний участников «музыкальных диалогов». Данное сочинение долгое время оставалось неизвестным, и лишь обнаруженная в 1990 году авторская рукопись позволила ввести в репертуар исполнителей это весьма необычное сочинение мастера.
 
Профессор З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин